Как активный рост мультитоварных интернет-площадок и экосистем влияет на различные сегменты ритейла.
дата публикации
22.03.23
минут
7'
формат
статья
По данным агентства INFOLine, в 2022 году рост выручки мультитоварных маркетплейсов Ozon и Wildberries составил 87,3% и 95,1% соответственно. В рамках форума «Ритейл-2023: точки опоры», который прошел 28 февраля в Москве, генеральный директор INFOLine-Аналитика Михаил Бурмистров отметил, что уже в ближайшее время в топ-10 ритейлеров по выручке, скорее всего, войдут и торговые площадки «Сбер» и «Яндекс».
Так, по сравнению с 2021 годом, в 2022 году выручка торговых площадок в рамках экосистемы «Сбера» выросла на 77%, а «Яндекса» – на 92,1%. Насколько сторонние мультитоварные площадки полезны для «классических» (пусть и омниканальных) ритейлеров, и как развитие маркетплейсов может повлиять на другие сегменты рынка?
Рост популярности маркетплейсов среди покупателей можно объяснить широким ассортиментом (возможностью купить все нужные товары на одной площадке), удобным интерфейсом, комфортными сроками доставки, простой процедурой возврата. Немаловажно и то, что маркетплейсы взяли на себя продажу товаров брендов, которые ушли с рынка РФ. Кроме того, часто экосистема позволяет приобрести нужный товар значительно дешевле именно за бонусной программы лояльности. Хотя иногда встречаются примеры, когда магазин закладывает в цену комиссию маркетплейса или экосистемы, и тогда покупать в самом магазине бывает выгоднее.
В зависимости от сегмента и собственной стратегии сами ритейлеры по-разному реагируют на динамичное развитие маркетплейсов. Для одних участников рынка это – еще один перспективный канал сбыта, для других – прямой или косвенный конкурент.
Для одних участников рынка это – еще один перспективный канал сбыта, для других – прямой или косвенный конкурент.
По словам Дениса Сологуба, президента компании «Азбука вкуса», онлайн-каналы остаются достаточно эффективными для развития продуктового ритейла и маркетплейсы только помогают наращивать клиентскую базу.
Представители непродуктового ритейла смотрят на маркетплейсы с осторожностью. Виктор Кузнецов, основатель «Всеинструменты.ру» отмечает, что основная особенность большинства мультитоварных площадок – наличие огромного числа наименований разного качества.
Для fashion-ритейла маркетплейсы, отчасти, стали вызовом. Александра Артюшкина, управляющий коммерческий директор Lamoda, указывает, что при всех плюсах маркетплейсов, которые помогают с реализацией параллельного импорта, объем нелицензированной продукции вырос в несколько раз.
В непродуктовом ритейле маркетплейсы уже стали системообразующими игроками, без них не обойтись.
Примечательно, что один из трендов современной онлайн-торговли может стать вызовом с точки зрения финтеха и для банков, работающих с ритейлом. Крупные маркетплейсы развивают альтернативные финансовые сервисы, например, возможность оплатить покупку с помощью QR-кода или долями. Однако участники финансового рынка пока не видят каких-либо угроз, связанных с этой тенденцией.
Влияние мультикатегорийных интернет-площадок на ритейл остается неоднородным и зависит от особенностей того или иного сегмента. Для одних маркетплесы успешно дополняют стратегию оминканальности, для других – могут создавать определенные сложности. Однако очевидно, что многопрофильные онлайн-площадки и экосистемы плотно закрепились на рынках продовольственного и непродовольственного ритейла. И сегодня, вне зависимости от каналов продаж, выигрывают те продавцы, которые предлагают комплексные решения вместе с удобными для клиента сервисами.
7:00
7:00
20:00