Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов, по состоянию на 1 января 2025 г., составило 3,31 трлн руб., или 99,6% от плановых бюджетных назначений. На «Цифровую экономику» израсходовано 99,7% (145,7 млрд руб.) от запланированного бюджетного финансирования. В декабре 2024 г. этот показатель составлял только 64,3%.
Коммерческий директор департамента аналитических решений ГК «КОРУС Консалтинг» Константин Смирнов считает, что это частая практика, когда в последний месяц компании и министерства тратят большую часть федерального бюджета, однако нельзя сказать, что это связано с принципом успеть потратить в последний месяц бюджетные деньги.
Просто обычно и в госсекторе, и в частном бизнесе многие контракты заключаются именно в конце календарного года, например, когда нужно пролонгировать договор. Или это может быть связано с планированием расходов на следующий год, с января.
«По предварительным данным, исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов, по состоянию на 1 января 2025 г., составило 3,31 трлн руб., или 99,6% от всех плановых бюджетных назначений», - сказано в сообщении Минфина.
Пресс-служба Минцифры на запрос корреспондента ComNews не ответила.
Наиболее высокий уровень исполнения отмечен у нацпроектов «Демография» (100%), «Безопасные качественные дороги» (100%), «Наука и университеты» (100%), «Международная кооперация и экспорт» (100%) и «Цифровая экономика РФ» (99,7%). Исполнение по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» составило 99,7%, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортная часть) - 99,6%, «Культура» - 99,5%, «Жилье и городская среда» - 99,4%, «Производительность труда» - 99,2%, «Образование» - 99%.
Исполнение расходов в разрезе национальных проектов по состоянию на 1 декабря 2024 г. составило 2,76 трлн руб., или 83% от плановых бюджетных назначений.
- «Демография» - 90,3%;
- «Здравоохранение» - 89,8%;
- «Образование» - 82,7%;
- «Жилье и городская среда» - 86,2%;
- «Экология» - 78,1%;
- «Безопасные качественные дороги» - 80,6%;
- «Производительность труда» - 83,5%;
- «Наука и университеты» - 87%;
- «Цифровая экономика РФ» - 64,3%;
- «Культура» - 92,3%;
- «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - 79,1%;
- «Международная кооперация и экспорт» - 84,8%;
- Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортная часть) - 51,5%;
- «Туризм и индустрия гостеприимства» - 74,1%;
- «Беспилотные авиационные системы» - 51,3%.
Заместитель генерального директора по научной работе АО «СиСофт Девелопмент» Михаил Бочаров оценил эффективность реализации «Цифровой экономики» на четыре с плюсом: «Работа проведена, но невозможно предугадать развитие и направление такой динамичной отрасли, как цифровая экономика».
Михаил Бочаров отметил, что нарождающаяся отрасль цифровой экономики в масштабах страны - система управления объектами капитального строительства, начиная с проектирования, строительства и эксплуатации, или информационное моделирование - нуждается в большем внимании от национальных проектов и совершенно новом подходе к управлению данными: «Нам нужно управлять не самими информационными моделями, а четко структурированными, машинопонимаемыми и достоверными данными - это будет очень важно для всей цифровой экономики».
Генеральный директор компании-разработчика «Базис» Давид Мартиросов ответил корреспонденту ComNews, что к нацпроекту «Цифровая экономика» он относится положительно: «Последние годы наша страна проходит невероятный путь цифрового развития, объективно мы входим в число мировых лидеров по количеству и качеству цифровых сервисов. Посмотрите хотя бы на «Госуслуги» или на банковский сектор. И во многом это результат этого национального проекта и государственных инициатив, которые реализованы».
Директор по взаимодействию с органами государственной власти Postgres Professional Михаил Хазов считает, что за время реализации «Цифровой экономики» у страны появились новые вызовы и национальные цели развития на перспективу до 2036 г.: «Независимо от эффективности проекта, его мероприятия уже можно оценивать как основу для будущего развития России и достижения намеченных целей».
Михаил Хазов подчеркнул, что, с учетом ориентиров в развитии страны, полезными могут быть некоторые дополнения к национальным проектам:
- Нужно работать над культурой независимости от импортных решений, в том числе и среди лидеров отечественного бизнеса.
- Больше внимания требует перевод основных систем организаций на российские программные и аппаратные решения. Всесторонний мониторинг и комплексная оценка процессов перехода могли бы дать положительный эффект.
- Важно отслеживать пульс на долгом пути к целям цифровой трансформации госуправления и технологического лидерства. Контроль динамики, реальных результатов и своевременное реагирование на отклонения - весомые факторы для будущего успеха.
Как отметил Михаил Хазов, что касается новых разработок и их финансирования - это, безусловно, связанные понятия: «Новые решения часто требуют необходимых ресурсов, при этом сами по себе ресурсы не могут являться целью».
в Telegram