дата публикации
17.04.25
минут
10'
формат
мнение
Мировые цепочки поставок претерпели значительные изменения за последние годы, и 2025 год обещает стать важной вехой в развитии международной логистики. Ожидается, что сочетание новых технологий, глобальных экономических трендов и экологических требований приведет к кардинальной трансформации отрасли.
О ключевых тенденциях и прогнозах на текущий год рассказал Константин Игнатенко — предприниматель и сооснователь Roolz — инновационной IT-системы для поиска, закупки и организации грузоперевозок.
С июля 2024 года наблюдается устойчивое снижение объёмов импорта из Китая в Россию. Причины уже не сводятся к сезонности: высокая стоимость кредитов, снижение покупательной способности населения, ожидания ослабления санкций и переизбыток товарных запасов после новогоднего периода.
Снижение спроса затронуло ключевые сегменты: fashion-направление (падение на 30–35%), электроника, оборудование, DIY-ритейл и FMCG. Компании сокращают закупки из-за дорогих кредитов и экономической неопределенности.
Дефицит грузов на фоне избыточного транспорта спровоцировал падение ставок: с ноября по февраль автоперевозки из Китая подешевели на 30%. Перевозчики вынуждены простаивать или работать по заниженным тарифам. Часть игроков адаптируется — меняют маршруты и бизнес-модели, используя транспортные платформы для поиска новых направлений и партнёров.
Быстрого восстановления не ожидается: возможно краткосрочное оживление в мае, но значительные изменения прогнозируются не ранее осени 2025 года. Параллельно усиливается тренд на диверсификацию: компании частично переносят производство в Юго-Восточную Азию и Индию. К концу 2025 года до 30% предприятий планируют подобные шаги.
На этом фоне доля Китая в мировом экспорте может снизиться, тогда как Индия и Вьетнам — укрепят позиции. Мировая логистика адаптируется: появляются новые маршруты и партнёрства с ранее неактивными для России регионами.
Несмотря на многолетнюю тенденцию к глобализации, мировой рынок переживает сдвиг. Растущий протекционизм, повышение тарифов и сложность управления международными цепочками поставок заставляют многие компании пересматривать свои стратегии. Всё больше организаций начинают смещаться в сторону региональной диверсификации для снижения рисков и повышения устойчивости бизнеса.
Яркий пример — автомобильная промышленность. Крупные концерны начали переносить производственные мощности ближе к рынкам сбыта, чтобы избежать высоких пошлин, сократить время доставки и снизить издержки.
В России похожая тенденция: многие компании начали развивать собственное производство внутри страны. По прогнозам, к 2025 году доля региональной торговли вырастет до 60% от общего объема. В ответ на экономические вызовы компании будут стремиться создавать локальные производственные мощности и склады, что снизит зависимость от глобальных цепочек поставок и повысит устойчивость бизнеса.
Кроме того, в будущем мы увидим активное внедрение гибридных моделей. Многие компании будут сочетать глобальные и локальные цепочки поставок, чтобы использовать все преимущества глобализации, такие как доступ к дешевым ресурсам и расширение рынков, и в то же время минимизировать риски, связанные с внешними факторами.
Успешная адаптация требует гибкости — как в распределении производств, так и в стратегии.
Те, кто сумеет выстроить сбалансированные, гибкие цепочки, получат преимущество в новой торговой реальности.
Если ранее основное внимание в цифровизации логистики уделялось складам, то теперь к ним активно добавляется транспортная логистика. Крупные грузовладельцы внедряют ИТ-решения для автоматизации процессов поиска, закупки и организации перевозок как на открытом спотовом рынке, так и внутри собственной базы перевозчиков и экспедиторов. Особенно актуальной стала цифровизация взаимодействия с зарубежными подрядчиками и организация мультимодальных перевозок в рамках ИТ-решений.
Такие системы позволяют существенно сократить объем ручных операций, повысить производительность труда логистов и снизить операционные издержки. Один специалист теперь способен обрабатывать существенно больший объем перевозок, а компании — масштабировать базу подрядчиков без необходимости пропорционального расширения команды. Дополнительные ИТ-системы позволяют централизованно и эффективно проводить конкурентные торги и следовательно снижать транспортные расходы — в некоторых примерах снижение дошло до 25%.
Ограничения на трансграничные платежи и получение средств из ряда стран стали серьёзным препятствием для участников международных перевозок. Это повлияло на стабильность расчётов, включая операции с Китаем — одним из крупнейших торговых партнёров России.
В этих условиях компании и банки начали чаще использовать услуги платежных посредников, которые обеспечивают международные переводы. За последнее время рынок таких решений расширился, но вместе с этим выросло и число мошенников, изменения условий без предварительного уведомления и рисков потери средств.
На фоне общей нестабильности часть участников обращается к агентам, обладающим необходимой ликвидностью и инфраструктурой для более быстрой обработки платежей. При выборе таких посредников важно учитывать не только комиссионные издержки, но и валютный курс, а также устойчивость схем расчётов.
Гибкость, цифровизация и локализация — главные тренды международной логистики в 2025 году. Они становятся основой для стабильного и устойчивого роста бизнеса.
10:00
15:00
7:00
Наша команда разрабатывает новую версию сайта и проводит короткие интервью с клиентами. Приглашаем вас поучаствовать в дружеском разговоре (около 30 минут) по видеосвязи, чтобы обсудить, что можно улучшить на сайте.
Мы будем рады пригласить вас на интервью, если:
В благодарность подарим сертификат на 1000 ₽ для использования в ИИ‑сервисе GPTunnel.