дата публикации
25.07.23
минут
10'
формат
статья
Цифровая трансформация бизнеса сегодня – это абсолютный мейнстрим во всех отраслях экономики. Отвечаем на главные вопросы вокруг цифровизации: чем отличается от обычной автоматизации процессов, когда можно с облегчением вздохнуть и сказать, что компания завершила цифровую трансформацию, какие преимущества это даст бизнесу, и «стоит ли игра свеч».
Главный результат успешной цифровой трансформации – рост прибыли за счет внедрения новых цифровых продуктов. ИТ-решения становятся основой для комплексной модернизации бизнес-модели компании, помогают создать дополнительные конкурентные преимущества и таким образом способствуют увеличению прибыли.
Многие уверены, что главные критерии цифровой трансформации компании – наличие цифрового продукта, новых данных, знаний, навыков или бизнес-процессов. Все это – значимые составляющие цифровой трансформации. Однако просто их появление нельзя считать «оцифровкой» бизнеса.
Ключевой показатель успешности цифровой трансформации бизнеса – рост прибыли
Это происходит за счет:
Почему важна именно чистая прибыль? Зачастую, говоря о практической пользе цифровой трансформации, имеют ввиду натуральные показатели: например, повышение производительности труда отдельных подразделений или отказ от использования бумажных документов. Однако эти изменения могут не генерировать дополнительную прибыль, что важно для бизнеса.
Вторая ключевая цель цифровой трансформации бизнеса – формирование ценности продукта или услуги для клиента
Если цифровые улучшения не приводят к такому результату, то компания только тратится на цифровую трансформацию, но ничего не зарабатывает на ней.
Процесс внедрения цифровой трансформации проходит несколько этапов. Проследим переход от «аналогового» бизнеса к цифровой компании на конкретном примере.
Как это выглядит на практике: например, в медицинском центре врач проводит осмотры и консультации, а затем заносит информацию по результатам исключительно в бумажные карты пациентов.
На этой стадии в клинике появляется электронная картотека, куда врач заносит данные пациента. Если картотека «падает», то ничего не меняется: снова возвращаются бумажные карты. Бизнес работает, ценность для клиента – в квалифицированном персонале клиники, а не в цифровом продукте.
На этой стадии в медицинском центре осмотр проводит средний медицинский персонал и затем заносит данные в единую электронную систему. На основе этой информации врач решает, кого из пациентов ему нужно осмотреть лично и собрать дополнительный анамнез. Процесс работы значительно поменялся – в результате клиника быстрее обслуживает клиентов. Количество персонала с высшим медицинским образованием сокращается, при этом повышаются требования к данным, которые нужно вносить в информационные системы. Основной результат цифровизации – это сокращение издержек. Если «цифра» упадет, то это создаст дополнительные (но не критичные) сложности для врачей – они будут лечить пациентов «как раньше». Несколько дней в таком режиме не сильно отразится на уровне сервиса – основной ценности для клиента.
Цифровая трансформация на примере медицинского центра выглядела бы так: пациентам выдают мобильные устройства, которые в реальном времени считывают пульс, определяют температуру, давление и сатурацию. Результаты анализов из лаборатории автоматически загружаются в единую информационную систему. Данных по каждому пациенту анализирует нейросеть и затем формирует список профилактических и лечебных мероприятий. Врач, оценив рекомендации нейросети, корректирует или оставляет без изменений план лечения и отслеживает процесс.
В этом случае одинаково важны все составляющие цифровой трансформации. Если данные о пациентах по каким-либо причинам собираются некачественно, то система будет давать сбои. Если персонал не обладает достаточной квалификацией для работы в цифровой среде, а также мотивацией для перехода на «цифру», никакой трансформации не произойдет. Если ИТ-платформа «падает», компания не сможет производить товар или услугу того качества, за которое готов платить клиент.
Три критерия, успешной цифровой трансформации:
Для примера возьмем крупное предприятие, работающее на B2B-рынке. У компании полный производственный цикл (от производства сырья до выпуска готовой продукции), собственная логистическая структура, парк сторонних перевозчиков и система сбыта по всей стране. Допустим, стратегическая цель – двукратное увеличение показателя EBITDA к 2030 году. За счет чего можно этого добиться?
При прогнозировании спроса система учитывает множество факторов (время суток, день недели, сезон и т.д.), а также специфику каждой точки реализации.
Планирование работы товаропроводящей сети строится на основе прогноза спроса
Система минимизирует совокупные затраты всех перевозок, выбирая не просто самый экономически выгодный вариант рейса, а самую эффективную схему перемещений в целом. Учитывает и оптимизирует все параметры одновременно, чтобы полностью исключить пересечения грузовиков в точках реализации, а также минимизировать единовременное прибытие машин на склады для загрузки товара.
Таким образом в результате цифровой трансформации бизнес получает дополнительное преимущество на рынке за счет увеличения скорости поставок продуктов в точки реализации, а также за счет точного планирования работы всей товаропроводящей цепочки. Кроме того, благодаря цифровым инструментам компания сокращает издержки, связанные с различными отклонениями от плана. В совокупности это дает существенный прирост выручки.
Еще один пример цифровой трансформации – компания MC-Bauchemie Россия. Ежегодный производственный объем MC-Bauchemie – более 220 тысяч тонн сухих строительных смесей, добавок в бетоны, грунтов и пастообразных продуктов.
В начале 2018 года совет директоров поставил следующие цели:
Чтобы добиться этих целей изменений на уровне управленческой модели было мало: нужно было мониторить и анализировать показатели по всем ключевым направлениям «в моменте». Для этого были необходимы соответствующие цифровые инструменты. В итоге компания приняла решение провести комплексную цифровую трансформацию бизнес-процессов.
Экономический эффект цифровой трансформации через 6-12 месяцев:
Финансовые и управленческие показатели MC-Bauchemie Россия в 2022 году:
Конечно, цифровая трансформация дает результат только совместно с изменениями в сфере менеджмента. Чтобы управлять производством, продажами и другими процессами в компании на базе цифровых решений нужно выстроить сбалансированную систему показателей и сформировать понятную ценность ваших продуктов или услуги для клиентов.
Amazon развила свою цифровую инфраструктуру, чтобы сделать доставку быстрой и персонализированной. В компании использовали распределенные системы баз данных для отслеживания потребительских предпочтений по продуктам и услугам, а также машинное обучение и искусственный интеллект для прогнозирования спроса и формирования персонализированных предложений для покупателей.
Starbucks использует мобильное приложение и цифровую платформу Deep Brew для обслуживания клиентов по всему миру. Deep Brew помогает управлять рабочим графиком персонала, объемом запасов, обслуживанием оборудования и расширением сети. Также она используется для предложения предоплаты и купонов при переполнении кофеен. За последние годы через мобильное приложение Starbucks прошло больше мобильных платежей, чем через Apple Pay и Google Pay.
Другой пример успешной цифровой трансформации бизнеса – проект Uber, который совершил настоящую революцию в сфере заказа такси. Компания с помощью цифрового продукта создала новую ценность для клиентов: удобный и быстрый заказ такси в два клика.
Еще примеры: Airbnb, которая создала интернет-платформу для удобной и доступной аренды жилья по всеми миру, Etsy – маркетплейс товаров ручной работы.
7:00
7:00
10:00