дата публикации
10.06.24
минут
10'
формат
мнение
Онлайн-гипермаркет товаров для строительства и ремонта «ВсеИнструменты.ру», который стал лидером быстрого роста в рейтинге DIY Retail Russia TOP, планирует провести IPO на Мосбирже летом 2024 года. Компания намерена привлечь 15–20 млрд рублей. При этом, как отмечает INFOLine, в 2023 году рост онлайн-продаж и заказов продолжился у большинства ритейлеров. Эксперты ГК «КОРУС Консалтинг» рассказали, стоит ли ожидать выхода на биржу других онлайн-ритейлеров и почему это направление продолжит расти.
Выходу российского сегмента e-commerce на IPO будут способствовать ситуация на фондовом рынке и поведенческие модели потребителей.
Еще один драйвер изменений — уход зарубежных игроков с рынка и появление точек роста в разных отраслях, а не только в сырьевом секторе, исторически преобладавшим на отечественном рынке акций. Все это приводит к тому, что число компаний, желающих провести IPO, будет увеличиваться, а их состав — диверсифицироваться. Так, новыми пионерами могут стать ИТ-компании и ритейлеры.
При этом, несмотря на общий тренд, шансы каждой отрасли бизнеса стоит оценивать индивидуально. Ряд ритейлеров, активно работающих с онлайн-сегментом, уже заявляли о планах выхода на биржу в 2021 и 2022 годах. Среди них «ВкусВилл», Делимобиль, Азбука Вкуса, Mercury Retail Group (Красное и Белое), Самокат. Однако в 2023 году «ВкусВилл», например, сообщил РБК, что не собирается возобновлять подготовку к IPO, несмотря на хорошую отчетность за 2022 год. Также, по данным ТАСС, в октябре 2022 года «Ситилинк» планировал проведение IPO. Но сейчас финансовые показатели компании сильно ухудшились, компания массово сокращает сотрудников и о выходе на биржу не думает.
Тем не менее, мы видим сильных игроков в сегментах fashion и «ювелирные украшения». Например, выйти на IPO планирует бренд мужской одежды Henderson, хорошо укрепивший позиции после ухода западных игроков. Также в декабре 2023 года глава Sokolov заявил, что компания будет готова к IPO к осени 2024 года. К 2025 году к ним может присоединиться Sunlight. Из других сегментов потенциалом для выхода на биржу обладают Ladoga (производитель крепкого алкоголя) и Synergetic (производитель бытовой химии).
В целом прогнозы, касающиеся российского сегмента e-commerce, весьма позитивные: к 2025 году рынок e-commerce в России вырастет в 4 раза и достигнет 11,1 трлн рублей. Драйверами роста здесь могут стать именно новые поведенческие модели: потребители чаще заказывают продукты питания онлайн (e-grocery) и делают заказы на маркетплейсах. Например, по данным Data Insight общий объем онлайн-заказов в 2023 году вырос на 78%.
Рост числа заказов на маркетплейсах обусловлен их гигантским ассортиментом и возможностью быстрой доставки товара куда угодно. Среди других удобств — персонализированная за счёт ИИ-технологий: поисковая выдача и рекомендации, большое число удобных платежных опций, регулярные маркетинговые акции и другие экосистемные преимущества.
Пандемия 2020 года стала сильным катализатором развития электронной коммерции, сервисов доставки и сильно повлияла на потребительскую модель. Как мы видим, этот эффект оказался долгоиграющим, а покупатели не собираются менять свою модель поведения. Чтобы не снижать темпы развития, все игроки рынка электронной коммерции вынуждены были адаптировать к росту нагрузок свои существующие ИТ-инструменты или создать новые».
Рост онлайн-ритейлеров напрямую зависит от поддержки актуальных ИТ-инструментов.
Стабильный рост онлайн-продаж вызван привыканием покупателя к уровню сервиса, но поддерживать этот уровень без актуальных ИТ-инструментов невозможно. Сбои в работе мобильного приложения любого крупного игрока могут привести к существенному снижению продаж, а удобный интерфейс интернет-магазина приносит дополнительные продажи и увеличивает средний чек. Всё, что обеспечивает скорость и качество коммуникации с покупателем, является приоритетным и будет помогать поддерживать темпы роста. С точки ИТ-решений приоритетными для ритейла остаются системы аналитики данных — только детально понимая и прогнозируя поведение клиентов, цены, популярность категорий товаров и другие параметры можно находить дополнительные точки роста.
7:00
10:00
7:00