Федеральная франчайзинговая сеть «Галамарт» активно модернизировала свою логистику и наращивала каналы продаж, но столкнулась с тем, что ИТ-ландшафт, который включал 16 учетных систем, больше не позволял бизнесу увеличивать объем товародвижения и проходимость данных. Решением стало внедрение «1С:ERP», которая обеспечила интеграцию процессов по всей цепочке товародвижения, обработки импортных поставок и каналов сбыта. Так компания объединила все данные по своим подразделениям в России и Китае: общий пул закупок, товародвижение, остатки, себестоимость, финансовые результаты. Руководитель направления «Розница и Дистрибуция» департамента 1С «КОРУС Консалтинг» Василий Малыхин — о том, как автоматизировать крупный ритейл на базе платформы «1С».
Создание единой цифровой среды в ритейл-компаниях — важный элемент стратегии развития и устойчивости. Интеграция данных в единый контур предоставляет бизнесу множество преимуществ — от улучшения операционной эффективности до повышения уровня удовлетворенности клиентов. Без этого шага компании рискуют упустить важные возможности для роста.
Чтобы соответствовать вызовам рынка, «Галамарт» активно трансформировал свою цепочку поставок, запускал новые склады и развивал каналы продаж. Однако масштабная модернизация выявила необходимость комплексной перестройки ИТ-ландшафта, так как существующие учетные системы и различные микросервисы достигли потолка своей пропускной способности, с трудом интегрировались с новой логистической системой и в целом мешали бизнесу развиваться. Компания обратилась к партнеру «КОРУС Консалтинг», чтобы внедрить систему «1С:ERP». Это решение было выбрано из-за своей лидерской позиции на рынке ERP в России и соответствия стратегии «Галамарта» по использованию отечественных ИТ-продуктов. «1С:ERP» также имеет необходимую функциональность для объединения различных направлений бизнеса в единой системе управления.
Задача проекта — сблизить и объединить учетные контуры подразделений
Ключевыми целями проекта стали сближение и объединение учетных контуров подразделений компании. Необходимо было автоматизировать товародвижение и логистические операции с учетом специфики бизнеса и цепочки поставок, а также оптимизировать затраты, связанные с поддержкой разрозненных систем.
Нередко внедрение ERP-систем в ритейле происходит в распределенной архитектуре, однако в этом проекте было важно обеспечить централизацию процессов товародвижения и логистики всех подразделений «Галамарт» в России и Китае. Все офисы, несмотря на их географию, должны использовать единую систему для управления товародвижением и логистикой. Такой подход позволяет улучшить координацию между разными подразделениями, повысить прозрачность, обеспечить более эффективное управление всей цепочкой поставок.
Как проходила автоматизация
Перед стартом проекта ИТ-партнер провел обследование ИТ-архитектуры и процессов «Галамарт». Основная сложность заключалась в большом количестве информационных систем, отсутствии документации и устаревшем учетном решении для товародвижения. ИТ-команда, которая внедряла прежние ИТ-продукты, сменилась, поэтому экспертам «Корус Консалтинг» совместно с новым составом ИТ-подразделения «Галамарта» пришлось тщательно изучать процессы.
Затем проектная команда выполнила прототип решения, разработала техническое задание и приступила к фазе технической реализации. Система «1С:ERP Управление предприятием» охватила целый ряд процессов: ценообразование, закупки, логистику, товародвижение, оптовые продажи, маркировку, экспортно-импортные операции и другие. Интеграция с e-commerce и маркетплейсами позволила автоматизировать процессы фулфилмента, резервирования и доставки. Были реализованы сложные задачи по внутренней логистике, такие как автоматизация цепочек многоплечевых транзитных заказов.
Проект по внедрению ERP-системы занял 15 месяцев: 9 месяцев ушло на разработку и полгода длился этап опытной эксплуатации. Команда вложила в решение 45 тысяч человеко-часов. Система была запущена «большим взрывом», одновременно активизируя операционный и финансовый контур. Специалисты «КОРУС Консалтинг» продолжают выполнять задачи развития и поддержки ERP, которая стало ядром нового ИТ-ландшафта компании «Галамарт».
Особенности внедрения «1С» в Китае
Команда внедряла систему для главного офиса в городе Иу. Проект выполняли в удаленном режиме, разница во времени между Москвой и китайским городом составляла +5 часов, поэтому необходимо было адаптироваться под режим работы коллег.
Важно было принять решение, как внедрять систему — в рамках единой базы всех подразделений компании или отдельно. После анализа приняли решение адаптировать функциональность и интегрировать китайские офисы в единый контур, что соответствовало одной из ключевых целей проекта.
При доработке системы учитывались особенности законодательства и бизнеса в КНР, такие как НДС и специфика логистики. ИТ-специалисты внесли изменения в систему: заменили российский механизм расчета НДС на китайский, скорректировали принципы ценообразования и разработали функции, связанные с экспортом товаров.
Большое количество доработок было связано с особенностями логистики. «Галамарт» закупает товары на фабриках и бронирует производственные мощности на полгода или год вперед. Готовая продукция отгружается партиями на склад консолидации в Иу, а затем отправляется в Россию. ИТ-специалисты сосредоточились на автоматизации учета движения товара по контейнерам, обеспечивая прослеживаемость затрат от закупки до распределения в Россию и поддерживая оптимальную себестоимость.
Был создан специальный «Пульт логиста» — автоматизированное рабочее место, предназначенное для работы с заказами поставщикам, сборки контейнеров, регистрации таможенной документации и других задач, связанных с импортом товаров в Россию.
Во время запуска на месте работали сотрудники ИТ-подразделения «Галамарт», чтобы помочь китайскому офису запустить систему. В процессе обучения пользователей возникал языковой барьер, но постепенно все сотрудники адаптировались к новой системе. Таким образом китайский офис, который занимается производством и консолидацией товаров, тоже работает в «1С» без каких-либо ограничений.
Итоги проекта
Проект имел огромный масштаб: широкая география компании с разными часовыми поясами, крупная проектная команда, численность которой достигала 100 участников, большое количество задач. Выполнены доработки по многих механизмам ERP, таким как оперативный учет товаров, логистика и закупки. Автоматизировано 800 рабочих мест.
Результатом проекта стала централизация процессов, сближение учетных контуров подразделений «Галамарта». «1С:ERP» обеспечивает связность и согласованность операций по всей цепочке поставок и позволяет более эффективно управлять бизнесом. Единая цифровая среда помогает сократить издержки, улучшить прозрачность и контроль, повысить конкурентоспособность компании на рынке. «Галамарт» получил инструмент, который можно улучшать в соответствии с бизнес-задачами, руководство может быстрее получать важные данные и принимать решения.
в Telegram