Самыми популярными платформами в учебной среде остаются Moodle, Microsoft Teams, Sakai, BlueJeans и Zoom. Ряд вузов используют сразу несколько систем. Например, в СПбПУ рассказали, что в новом учебном году с помощью Microsoft Teams будут запущены не только онлайн-курсы: лекционные занятия, рассчитанные на поток свыше 100 студентов, также будут проводить на этой платформе. Виртуальную обучающую среду LMS Moodle в Политехе применяют для организации и управления образовательным процессом, а также организации защит квалификационных работ. Вступительные экзамены проводят с помощью фотопрокторинга для порталов Moodle – совместной разработки института и компании «Омега», которая выдерживает до 400 подключений одновременно.
В опрошенных «ДП» вузах отмечают: весенний опыт удаленной учебы показал, что онлайн-формат не уступает по качеству очным занятиям. Некоторые используют не только готовые ИТ-решения, но и свои ПО. Так, у СПбГУАП есть своя электронная информационно-образовательная «Интегрированная среда обучения», которая включает в себя и личные кабинеты, и модернизированную под задачи университета систему LMS Moodle, рассказали в вузе.
«С 2013 года мы начали формирование масштабной электронной образовательной среды для студентов на базе платформы LMS Moodle. Сервис открывает доступ к учебным материалам и электронным библиотечным ресурсам, позволяет выполнять аттестационные задания дистанционно и в режиме онлайн следить за изменениями в расписании», – рассказали в пресс-службе СЗИУ РАНХиГС.
Собственное ПО для дистанционного обучения есть и у ИТМО. Это информационно-образовательная среда AcademicNT (первая версия появилась еще в начале 2000-х). В ней реализованы все методы и технологии электронного обучения и даже балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. А для контроля проведения экзаменов вуз создал приложение прокторинга ITMOproctor. «Только в 2019 году на информационно-коммуникационные технологии было выделено более 5% от общих расходов», – поделились там.
Руководитель проектов департамента ИТ-аутсорсинга ГК «КОРУС Консалтинг» Владимир Бобров отмечает, что стоимость разработки собственного продукта для вузов обычно выше, чем использование готового сервиса в перспективе 1-3 лет. Сумма варьируется в зависимости от функций и архитектурных решений, минимальный порог – от 3 млн рублей. «Но инвестиции в платформы удаленного обучения выгодны – так вуз может расширить круг абитуриентов, предоставляя услуги в самых отдаленных частях страны. Также своя разработка безопаснее, она исключает риски утечки конфиденциальных данных», – говорит Бобров.
Основатель компании Teleitems Павел Смольников подчеркивает, что за разработку таких продуктов лучше браться только тем вузам, которые уже имеют подобный опыт: при его отсутствии можно неверно рассчитать необходимый бюджет и спрогнозировать сроки. «Одно дело запустить продукт, другое – поддерживать и развивать его в течение многих лет. К тому же требований к ПО у вузов много. Не каждый институт может позволить себе профессиональную команду ИТ-специалистов: зарплаты опытных разработчиков обычно начинаются от 100 тыс. рублей», – рассуждает эксперт.
Источник: «Деловой Петербург»
в Telegram