Год назад российский IT-рынок и тесно связанная с ним индустрия финансов столкнулись с уходом глобальных поставщиков «софта» и «железа» и как следствие с невозможностью применять привычные подходы к построению IТ-инфраструктуры. Как отвечали на этот вызов банки в 2022 году, чем смогли им помочь поставщики отечественных IT-решений?
Еще в начале 2022 года многие российские банки, планируя обновление своей IT-инфраструктуры, понимали важность повышения степени ее импортонезависимости. Так, в Фора-Банке применение платформ с открытым кодом во всех новых IT-проектах было определено в качестве фокусного направления в стратегии цифровой трансформации, принятой в начале 2021 года, а в IT-стратегии банка «Союз» отдельным пунктом был зафиксирован риск зависимости от иностранного ПО.
В этом смысле объявление зарубежных поставщиков о прекращении операций на российском рынке не застало кредитно-финансовые организации врасплох. Как пояснил Вячеслав Андрюшкин, заместитель председателя правления СДМ-Банка, в Едином реестре российского программного обеспечения банки не всегда могли найти полноценные аналоги зарубежного ПО, ряд включенных в него программных продуктов находятся на стадии разработки или нуждаются в доработках. Кроме того, миграция на отечественное ПО требует дополнительных расходов и несет серьезные риски.
На первых порах IT-директорам банков пришлось сфокусироваться на проверках способности поддерживать бесперебойное функционирование бизнеса в новых условиях, а также закупать вычислительную технику и комплектующие. «Отключение от служб поддержки вендоров аппаратного обеспечения Netapp, Cisco, Dell и т.п. потребовало от нас создания собственной базы запчастей», — вспоминает Михаил Геворков, директор департамента информационных технологий Реалист Банка.
Признав недоступность многих составляющих привычного IT-ландшафта, кредитно-финансовые организации начали искать выход из этой ситуации. Путей было три: продолжать использовать зарубежное ПО без обновлений, но с техподдержкой от российских партнеров; провести поэтапную миграцию IT-систем на отечественное ПО или ПО с открытым исходным кодом; сделать ставку на внутреннюю разработку.
Понятно, что каждый банк выбирал, по какому пути ему пойти, исходя из стратегии своего развития. К примеру, Реалист Банк, где основное прикладное ПО отечественное, замещение иностранных программных продуктов отечественными начал с сегмента ИБ. Так, по словам Михаила Геворкова, в этой кредитно-финансовой организации в качестве почтового шлюза был внедрен программный комплекс Kaspersky mail gateway. Он заменил систему американского производства FortiMail. «Мы протестировали систему обмена почтовыми сообщениями и совместной работы Communigate Pro, которая имеет неплохие шансы стать альтернативой серверу MS Exchange», — добавил эксперт.
«Первым эшелоном мы заменили базовые сервисы — системы, обеспечивающие информационную безопасность нашего банка, систему видеоконференцсвязи, разработали и внедрили каналы онлайн-обработки информации от наших клиентов, провели апгрейд систем работы с данными класса Business Intelligence», — рассказал Евгений Маскалев, директор по информационным технологиям банка «Союз».
По словам Геннадия Гребеника, директора по трансформации Фора-Банка, где к концу февраля 2022 года уже не использовалось импортное прикладное ПО, критерием выбора между собственной разработкой и решениями российских партнеров «является баланс между расходами на реализацию или внедрение и временем реагирования на изменения рынка, индивидуальными особенностями решений».
Старт импортозамещения с прикладного российского ПО оправдан. Как показывают выводы анализа, проведенного компанией Kept (бывшая KPMG) в рамках «Исследования рынка импортозамещения программного обеспечения для финансового сектора», такие российские разработки обладают высоким уровнем зрелости и по основному функционалу могут конкурировать с зарубежными продуктами.
Гораздо сложнее дела обстоят с импортозамещением системного ПО. «Основные российские учетные системы, такие как АБС, система автоматизации процессинга банковских карт, используют импортные СУБД (MSSQL, Oracle) и требуют больших затрат по переводу на российские аналоги или open source решения. Более того, такой переход невозможен без прямого участия вендора и имеет масштабы, соизмеримые с перевнедрением решений», — пояснил Геннадий Гребеник и добавил, что в банке такие работы запланированы на 2023-2024 годы. Перевод АБС на PosgreSQL планируется в несколько этапов. Сначала предстоит сократить объем конвертируемых данных и только потом выполнить перенос с одновременной заменой хранимых процедур системы.
По словам Евгения Маскалева, в банке «Союз» пока пилотируют различные решения и наблюдают за результатами коллег по рынку, внедряющих различные СУБД, системы виртуализации и организации рабочих мест пользователей.
Какие еще трудности видят IT-директора банков при импортозамещении ПО?
Геннадий Гребеник самой большой проблемой назвал кадровый голод, ведь этот процесс требует большого объема человеческих ресурсов. Михаила Геворкова волнует отсутствие дистрибутивов к отличным от Microsoft операционным системам. По его словам, переход Реалист Банка на продукты «Мой офис» сдерживается тем, что они не поддерживают макросы MS Office, на которых в этой кредитно-финансовой организации строится автоматизация внутренних отчетов.
С чем столкнулись вендоры?
Российские поставщики банковского ПО испытали всплеск интереса со стороны клиентов, ищущих прямую и быструю замену продуктам зарубежных поставщиков. «А они не везде были, — отметил Владимир Залеский, управляющий партнер FIS, — поскольку при наличии хороших западных решений потребности в отечественных разработках долгое время не было». Доработка готового российского ПО или разработка нового требовала времени, а оно не всегда у заказчиков было, констатировал Игорь Бочкарев, исполнительный директор компании «Открытые решения».
Эта тенденция усилила нехватку IT-кадров. Так что отечественным вендорам, которые не хотели терять клиентов, пришлось сфокусироваться на решении кадрового вопроса, а некоторые компании были вынуждены заняться перепрофилированием сотрудников. «Как поставщик услуг мы продолжаем поддерживать иностранные платформы, развернутые у наших заказчиков. Но большая часть специалистов начала обучаться работе с российскими продуктами, набирая экспертизу, для того чтобы отвечать новым запросам рынка.
Еще одним вызовом для поставщиков ПО банкам стали новые задачи по интеграции. «К примеру, если в контакт-центре наша система записи была интегрирована с телефонией зарубежного вендора, то при переходе на решение российского поставщика телефонии требовалось обеспечить совместимость наших продуктов, — пояснил Дмитрий Дырмовский, генеральный директор группы ЦРТ, — а для этого приходилось оперативно масштабировать свои решения».
В новых условиях некоторые российские разработчики были вынуждены вносить изменения в свое ПО, отметил Виталий Занин, директор по работе с клиентами компании «ПрограмБанк». «В 2022 году нам пришлось заменять значительное число библиотек и драйверов, входящих в состав наших программных продуктов. Это повлекло за собой соответствующую работу по тестированию и отладке решений», — констатировал он. Кроме того, по его словам, добавилась срочная задача по переводу решений на отечественные ОС, и это тоже вызов, с которым пришлось справляться многим отечественным участникам рынка.
Проверенные компетенции и новые возможности
Рост спроса со стороны кредитных организаций в 2022 году испытали на себе многие российские разработчики. Как отметил Игорь Бочкарев, отток зарубежных заказчиков после начала СВО был восполнен за счет резкого увеличения количества обращений из России.
Ощутили на себе рост спроса производители отечественных ОС. «В 2022 году нагрузка на подразделения компании выросла в несколько раз. В результате мы существенно увеличили и укрепили штат, в первую очередь за счет IT-специалистов. Это позволило нарастить темпы работы и качественно отвечать на запросы. Заказчики положительно отозвались о сотрудничестве с компанией», — сообщил Рустам Рустамов, заместитель генерального директора компании «Ред Софт».
Группе ЦРТ справиться с новыми задачами на фоне роста запросов клиентов помог опыт разработки решений на основе речевых технологий для крупнейших банков и телеком-операторов. По словам Дмитрия Дырмовского, широкий спектр компетенций, глубокое понимание архитектуры решений и большое количество готовых интеграций позволили этой группе компаний обеспечить высокую скорость реакции.
Вместе с тем, и это отметили эксперты нескольких российских разработчиков, спрос банков на российское ПО еще не достиг своего пика. «Быстро заместились, скорее всего, инфраструктурные продукты, у которых были аналоги, но зачастую эти решения не имеют сложной бизнес-логики, и процесс интеграции в инфраструктуру заказчика проходил достаточно быстро и нересурсоемко», — заметил Владимир Залеский.
Виталий Занин оценил рост спроса на отечественное ПО как «предварительный, изучающий». По его словам, 2022 год большинство заказчиков посвятили изучению ситуации и планированию, а также «затыканию» наиболее острых проблем. «По нашему мнению, это были в первую очередь проблемы с «железом» и инфобезопасностью», — сообщил эксперт. Он прогнозирует бурный рост спроса на замену прикладного ПО в банках в 2023-2024 годах когда станет ближе срок, установленный регулятором.
«Крупные и давно работающие компании с высоким уровнем зрелости успешно провели масштабирование бизнеса», — резюмировал Михаил Кузнецов, коммерческий директор iFellow. По его словам, некоторые вчерашние стартапы уже в 2022 году получили огромные заказы, но вместе с ними и все «болезни» быстрого роста и были вынуждены менять бизнес-стратегию.
План перехода
Видение этапности процессов импортозамещения ПО в банках сегодня есть практически у каждого российского вендора. Так, компания «Систематика» определила пять шагов в реализации дорожной карты в этой сфере. Как отметил Александр Лишневский, руководитель дирекции по работе с банковскими структурами компании «Систематика» (входит в ГКС), это:
- организация технической поддержки существующих систем;
- консалтинг по разработке плана перехода на преимущественное использование российского ПО и оборудования;
- обеспечение бесперебойных поставок серверного оборудования;
- замена зарубежных системных программных продуктов российскими;
- внедрение отечественных прикладных решений, в том числе разработанных компаниями, входящими в ГКС. В их числе BI- и DSS-платформы, облачная ВКС и IoT-платформа, включенные в Единый реестр российского ПО.
В составе FIS Platform, по словам Владимира Залеского, есть полный набор программных решений для продолжения цифровой трансформации IT-инфраструктур банков уже на платформе отечественной разработки. Каждое из них по своему функционалу может использоваться в качестве полноценной замены программных продуктов сразу нескольких зарубежных вендоров.
В портфеле компании «Цифровые привычки», которая реализует сразу несколько крупных проектов по импортозамещению в интересах СберБанка, есть решение по управлению техническим долгом — полный аналог SonarQube.
«Система Codeache успешно используется нашей компанией и позволяет достигать требуемых сроков разработки и качества кода при работе по более чем 15 договорам со СберБанком, которые находятся под моим управлением», — рассказал Дмитрий Катков, директор проектов компании «Цифровые привычки».
Компания iFellow, по словам Михаила Кузнецова, продолжит развитие собственных продуктов: ERP-системы для IT-компаний и IT-департаментов, сервиса генерации типовых документов и телеграм-бота. Так, в 2023 году ERP-система получит модуль анализа данных на базе искусственного интеллекта, что позволит повысить качество процессов производства программного обеспечения.
Компания «Програмбанк» рассчитывает завершить перенос основных платформ на импортозамещенный стек к середине 2023 года и приступить к их тестированию и отладке на конфигурациях заказчиков. При этом Виталий Занин обратил внимание банков на необходимость подготовки специалистов для администрирования и поддержки российских ОС и СУБД уже в первом полугодии. «Российские производители этих систем развернули такие программы обучения», — напомнил он.
В общем, процесс импортозамещения зарубежного ПО в банках продолжается, и самое интересное ждет нас впереди.
в Telegram