Генеральный директор BI Consult Сергей Громов оценивает объем российского рынка BI-систем в 25 млрд рублей за 2019 г. Компания еще не считала объем рынка за 2020 г., но, по мнению Сергея Громова, будет прирост в 10-20%. «Рынок растет быстро – с 2018 до 2019 рост составил приблизительно 35%, думаю с 2019 по 2020 возможно было замедление, но не критичное. Думаю, 10–20% рынок точно сделал», - считает Сергей Громов.
«У нас амбициозные планы, и хоть я не думаю, что будет выпущено много прорывных технологий (тут не думаю, что будет серьезный рост – например, в прошлые годы анонсировали ряд технологий, но в итоге они не сумели завоевать рынок и стать какими-то мега-прорывными), однако до анализа данных дозрели заказчики и сейчас очень активно внедряют решения. Данные технологии внедрили топ-игроки во многих сегментах рынка, и поэтому все начали подтягиваться под их уровень», - отмечает Серей Громов.
«Если говорить про российский рынок, то думаю, вендоры будут дорабатывать базовый функционал. Они, конечно, стремятся чем-то нас удивлять, но сил на все не хватит и лучше закрывать базовый функционал на хорошем уровне, чем делать много «фич», но не критичных или плохо работающих. Иностранные вендоры стараются делать «экосистемы», то есть делать широкий ассортимент продуктов, чтобы закрыть любые потребности клиентов. Наши еще до этого не созрели. Продукты еще молодые», - подчеркивает Сергей Громов.
Эксперт департамента аналитических решений ГК «КОРУС Консалтинг» Светлана Вронская не стала бы ограничивать рынок по работе с данными простым названием BI. «Даже традиционные вендоры в этой области создают решения, которые далеко превосходят знакомые функции по сбору и визуализации информации. Что касается российского рынка аналитики данных, то однозначно главной тенденцией в 2020 г. стало появление большого количества новых продуктов в этом сегменте. Кроме десятка самостоятельных компаний, предлагающих решения для data analytics, можно назвать еще десяток известных системных интеграторов и консалтинговых компаний, которые разработали собственные системы для анализа данных. В первую очередь, подобный всплеск связан с ужесточением требований по импортозамещению во всех госучреждениях и компаниях окологосударственной сферы», - отмечает Светлана Вронская.
По мнению Светланы Вронской, основным барьером развития отечественного рынка по работе с данными в прошлом году стал недостаток ресурсов. Несмотря на то, что популярность специальностей по работе с информацией растет, уже сейчас на рынке критично не хватает специалистов с глубоким опытом и знанием процессов вне зависимости от конкретной технологической платформы. В ситуации, когда российские корпорации создают собственные масштабные центры компетенции по работе с данными, на рынке уже ощущается дефицит профессионалов в этой области.
«Тенденция по созданию новых решений в области аналитики данных продолжится, и мы увидим как платформы от новых производителей, так и существенное расширение функциональности уже работающих российских систем. Кроме того, на рынок будут влиять и международные тренды. Прежде всего, это интеграция искусственного интеллекта в работу с данными, а также вектор на Self Service BI, который подразумевает самостоятельную работу с информацией и результатами ее обработки самими бизнес-пользователями, а не только профессиональными аналитиками», - отмечает Светлана Вронская.
«Я думаю, что мы скоро увидим на российском рынке решения нового уровня, преимущественно пришедшие из-за рубежа. Это и системы для организации данных в компаниях, и продукты, которые не потребуют от пользователей никакого опыта в работе с информацией», - подчеркивает Светлана Вронская.
«В 2020 г. мы увидели значительный рост внедрения BI-решений в России. Это связано с несколькими трендами. Первый – выход на рынок новых игроков, которые позволили снизить среднюю стоимость внедрения и интеграции Business Intelligence. Особенно это касается развития отечественных BI-инструментов. Если еще года 2 назад не было сильных игроков на рынке, то сейчас есть российские вендоры, которые активно развиваются в этом сегменте. Кроме того, позитивно на динамике рынка сказывается программа импортозамещения», - отмечает руководитель направления Big Data ИТ-компании «Крок» Кристина Проскурина.
«Второй тренд – пандемия, которая ускорила цифровизацию и цифровую трансформацию компаний, усилив потребность в повышении прозрачности и анализе эффективности бизнес-процессов. Однако барьером остается слабая осведомленность о возможностях BI – это не только графики и дашборды. Рост рынка в этом сегменте как в 2021 г., так и следующие несколько лет обеспечит интеграция алгоритмов машинного обучения для предиктивной аналитики, что позволит ему достигнуть темпов 15-20% год к году», - подчеркивает Кристина Проскурина.
Российский рынок BI-решений динамично развивается: спрос на системы для управления данными растет как со стороны корпоративного сектора, так и госорганов, отмечает директор по стратегическому развитию компании «Форсайт» Юлия Кудрявцева.
«При этом заказчики сейчас реализуют достаточно сложные проекты, например, создают цифровых двойников, промышленные аналитические системы с возможностями конструирования отчетности, глубокого анализа данных, моделирования и прогнозирования, оптимизации бизнес-процессов. Для внедрения таких систем требуются продукты с мощным инструментарием бизнес-анализа – речь о решениях класса Enterprise BI. Программные комплексы этого типа становятся корпоративной платформой для разработки бизнес-приложений под любые задачи, поскольку содержат (помимо инструментов «классической» аналитики) технологии машинного обучения, обработки больших массивов данных, алгоритмы искусственного интеллекта, инструментарий для построения прогнозных и оптимизационных моделей. На наш взгляд, именно на базе продуктов класса Enterprise BI в России продолжит развиваться процесс цифровизации и импортозамещения. Именно поэтому мы развиваем наш флагманский продукт «Форсайт. Аналитическая платформа» в парадигме Enterprise BI», - подчеркивает Юлия Кудрявцева.
По мнению Юлии Кудрявцевой, основные драйверы развития BI-рынка России – цифровизация и импортозамещение. Процесс цифровизации ускорился в период пандемии, но и до 2020 г. на рынке сформировалось понимание, что цифровая трансформация может обеспечить нужный уровень повышения эффективности. Не так давно компании считали, что достаточно автоматизировать ряд ключевых процессов. Сейчас подход изменился – заказчики четко осознают, что их цель – обеспечить «переход в цифру» всех бизнес-процессов всех подразделений, на основе платформенных решений.
«Если говорить о технологических трендах, то, с нашей точки зрения, требования к функциональным возможностям аналитических систем будут развиваться и расширяться именно с учетом процессов цифровизации. Предприятиям и организациям, вставшим на путь цифровой трансформации, будут необходимы продвинутые инструменты разработки аналитических приложений любой сложности в сочетании с инструментами голосового управления и понятных систем бизнес-анализа (Self-Service BI), чтобы расширить число пользователей BI-решений и сделать проще их работу по анализу полученных данных», - подчеркивает Юлия Кудрявцева.
«Импортозамещение – также заметный фактор, обуславливающий развитие российского рынка BI-решений в течение двух последних лет. Можно сказать, что к настоящему моменту мы уже прошли несколько этапов в развитии импортозамещения – на первом этапе компании делали первые шаги для знакомства с российским софтом для аналитики данных, затем стартовали пилотные проекты, которые показали высокий уровень функциональности отечественных систем. Сейчас российский софт внедряется в рамках полномасштабных проектов, и по их итогам мы ожидаем нового скачка в развитии рынка отечественных BI-систем», - отмечает Юлия Кудрявцева.
«Со своей стороны, отметим, что российские разработчики в этот период делали все возможное для того, чтобы заказчики получили современные, мощные решения. Развивались технологические партнерства, обеспечивалась совместимость отечественных решений. К примеру, мы совместно с нашими партнерами – российскими компаниями Postgres Professional и Arenadata – обеспечили совместимость продукта «Форсайт. Аналитическая платформа» с отечественными СУБД – Postgres Pro и Arenadata DB, СУБД Jatoba и постоянно работаем над поддержкой развертывания нашего ПО на отечественных операционных системах – таких, как Астра Линукс (стандартная и специальная редакция), Альт Линукс. Интеграция продуктовых линеек отечественных вендоров и расширение экосистем партнёров-интеграторов, умеющих качественно внедрять типовое отечественное ПО – это с нашей точки зрения, ключевые факторы успеха ведора на рынке», - подчеркивает Юлия Кудрявцева.
Цифровизация и импортозамещение будут драйверами развития российского рынке решений для бизнес-анализа и в 2021 г., считает Юлия Кудрявцева. Цифровизация будет охватывать все бизнес-подразделения предприятий, поэтому спрос на продукты для управления данными будет расти, но в то же время будет развиваться и тенденция по разработке аналитических систем внутренними центрами компетенций крупных заказчиков на базе свободно распространяемого ПО.
«Это может повлиять на структуру российского ИТ-рынка. Крупные заказчики, которые создают центры цифровой трансформации, имеют амбиции разработки продуктов не только для решения собственных корпоративных задач, но и для продажи его на отраслевых и даже на открытом рынке. Подобные планы есть во многих крупных компаниях. Процесс импортозамещения для таких предприятий становится точкой роста собственного бизнеса, а не способом замены западный софт на отечественный», - отмечает Юлия Кудрявцева.
Источник: Comnews
в Telegram