Рассмотрим нюансы планирования цепей поставок через их моделирование и последующий сценарный анализ.
В рамках статьи мы последовательно разберем:
Дизайн и моделирование цепей поставок – бесконечные темы, и по каждому пункту можно написать отдельный полноценный материал. Сегодня мы рассмотрим процесс целиком и для начала постараемся выяснить истоки самой задачи и понять, для кого особенно актуально ее решение.
Проблемы с ситуативными решениями в цепях поставок начинаются одновременно с серьезным ростом бизнеса. Стандартная практика большинства отечественных и зарубежных компаний – автоматизация отдельных функций цепей. Внедрение систем управления складами, транспортом и других логистических бизнес-систем, конечно, помогает достичь локальных целей, но при этом бизнес получает эффективные решения в неэффективной цепочке поставок.
Для решения этой задачи многие западные организации приходят к концепции planning by design («планирование через моделирование»). Суть этой концепции – в построении гибкой модели цепей поставок и применении к ней методов сценарного анализа, результаты которого потом используются при планировании на стратегическом и тактическом уровнях.
Эта концепция помогает справиться со сложностями, с которыми сталкиваются современные компании: волатильный спрос, санкционные войны между странами, несвоевременность поставок из-за изменяющихся условий. Кроме того, непрозрачность цепей поставок усложняет определение рычагов экономии, даже несмотря на прозрачные финансовые отчеты. Применение подхода planning by design дает возможность быстро оценить, насколько каждая статья расходов в цепях поставок отклоняется от текущих показателей в зависимости от структуры цепи.
Еще одна сложность, с которой сталкиваются компании, – это невозможность оценить стоимость принятия решений в цепях поставок. К примеру:
И если на большую часть вопросов, влияющих на бизнес, можно ответить, создавая сложные модели в Excel, то некоторые вопросы требуют обработки настолько большого массива данных, что без специализированного программного обеспечения не обойтись.
Давайте разберем по шагам подход к моделированию цепей поставок.
На этом этапе нужно описать:
Такие данные хранятся децентрализовано, т.е. для построения модели необходимо провести трудоемкую аналитическую работу – данные следует собрать, проанализировать и привести к формату, необходимому для загрузки в модель. Также требуется тщательно задокументировать процесс сбора данных и описать процесс обновления данных в модели.
В контексте цепей поставок – это поиск необходимого и достаточного уровня соответствия результатов моделирования операционным и финансовым результатам в области затрат. Обычно это часть отчета PL, и сам процесс калибровки производится на исторических данных, к примеру, на одном из полугодий завершившегося финансового года. Как только калибровка произведена, а ее критерии задокументированы, происходят два замечательных события одновременно:
Сам сценарный анализ производится на третьем этапе.
Сценарии – это сформулированные в виде «а что, если …» вопросы к модели, которые позволяют выявить рычаги для оптимизации существующей цепочки поставок, оценить варианты ее развития, провести риск-анализ. Результаты сценарного анализа являются, на наш взгляд, ключевой ценностью моделирования.
Существуют два пути реализации концепции planning by design. Первый – использование традиционных инструментов анализа. В первую очередь речь идет об Excel. Второй способ – это использование специализированного программного обеспечения класса Supply Chain Design (SCD). Сейчас мы не будем подробно останавливаться на использовании Excel – это тема для отдельного материала, а дадим рекомендации, как подобрать более сложный ИТ-инструмент для решения текущих задач.
Формированием критериев эффективности тех или иных бизнес-решений занимаются аналитические агентства, например Gartner, но, поскольку класс решений SCD, на мой взгляд, был несправедливо обделен их вниманием, я поделюсь критериями, которые мы выработали на проектах оптимизации цепей, и которые доказали свою эффективность.
– это главная ценность, но современные системы предоставляют также очень полезные неосновные инструменты. К примеру:
Создание модели цепочки поставок – первый шаг для перехода к процессу непрерывного сокращения затрат, эффект от которого можно посчитать в цифрах. А цепочка поставок может быть вашим конкурентным преимуществом – или черной дырой, в которую, во-первых, утекают горы инвестиций, во-вторых, снижается эффект от работы традиционных корпоративных систем, поддерживающих логистику. Стоит попробовать оптимизировать этот участок, не правда ли?