Большинство российских компаний продолжают планировать бюджет на год, использовать Excel и редко обновляют бюджеты, а полноценные драйверные модели применяют лишь 12% предприятий.
ГК «КОРУС Консалтинг» провела исследование «Финансовое планирование в России: цифры, тренды, опыт компаний», в котором приняли участие более 130 финансовых директоров и руководителей подразделений промышленных, торговых, финансовых, ИТ и других компаний с годовой выручкой более 2 млрд руб. Исследование показало, что большинство российских компаний по-прежнему работают со статичной моделью планирования, хотя динамичный рынок требует гибкости и быстрой реакции. В то же время бизнес постепенно начинает прорабатывать несколько сценариев, частично применять драйверные модели и внедрять специализированные системы для автоматизации планирования.
Организация процесса и горизонты планирования
Большинство компаний (72%) используют смешанный подход к бюджетированию, сочетая метод «сверху вниз» (цели задает руководство, а подразделения их детализируют) и «снизу вверх» (планы формируются в бизнес-юнитах и консолидируются на уровне руководства). Почти пятая часть респондентов (19%) строит бюджет исключительно «снизу вверх», а около 9% – только «сверху вниз».
Чаще всего горизонт планирования – один год; об этом сообщили 71% опрошенных. Только 27% компаний планируют на несколько лет вперёд.
Мы живём в «безбюджетном» мире. Это не значит, что мы не делаем прогнозы для банков, акционеров, инвесторов, просто мы подходим к планированию гибко: работаем в бюджетной системе, в которой по необходимости оперативно собираем прогнозы от бизнеса, сравниваем различные версии прогнозов. Мы анализируем бизнес-юниты, которые отстают от тренда, изучаем компании, которые наоборот опережают темпы, ищем причины и тиражируем этот успех на остальные юниты.
Сценарии и частота корректировок
65% компаний указали, что прорабатывают 2–3 сценария развития, 24% – только один сценарий. Более 91% опрошенных планируют с месячным шагом. При этом 45% респондентов отметили, что корректируют бюджет раз в полгода, а 32% – ежеквартально.
45% компаний бюджетируют один раз в год, а 24% делают только один сценарий. В условиях изменчивой среды актуальность прогноза теряется быстро, поэтому редкое обновление бюджета и сценариев приводит к тому, что решения принимаются вслепую.
Вовлечённость и детализация
Более 82% компаний активно вовлекают бизнес-пользователей в процессы планирования, а 54% опрошенных рассказали, что вовлекают в эти процессы до 100 подразделений. При этом 54% компаний используют среднюю детализацию планов, а 39% – глубокую.
На наш взгляд необходимо детализировать бюджет поквартально с высокой аналитичностью. Такой уровень аналитичности нужен чтобы и на этапе расчёта, и при контроле видеть точную картину. Это помогает быстро реагировать на изменения и принимать корректные управленческие решения.
Автоматизация: Excel пока доминирует
Исследование показало, что 43% компаний до сих пор выстраивают процессы бизнес-планирования в Excel. 33% применяют гибридную модель (Excel, учётные системы или BI). При этом полностью удовлетворены своей системой бюджетирования только 10% компаний.
Компании стремятся строить планирование на основе данных, но уровень автоматизации во многих отраслях пока недостаточно высокий. Те, кто сумеет объединить данные и процессы бюджетирования в единую систему, выиграют в точности и скорости управленческих решений.
Вызовы планирования
Драйверные модели (подход к планированию, при котором стоимостные показатели математически связаны с натуральными, ценовыми и удельными показателями, определяющими эффективность бизнеса) есть лишь у 12% компаний. Более 61% используют смешанный подход: с частью показателей работают по драйверам, с частью – вручную, а 27% компаний считают всё вручную.
Среди основных вызовов респонденты назвали длительные циклы подготовки планов (51%), ограниченные возможности для многосценарного планирования (59%) и сложность согласования планов между функциями (46%).
Сегодня в сфере бюджетного планирования можно выделить следующие вызовы. Первый – это длительный цикл подготовки планов, что неизбежно при вовлечённости всех бизнес-подразделений. Второй вызов – поиск оптимального уровня детализации. И третий – это сложность коммуникации и каскадирования многосценарной модели.
в Telegram