Цифровая трансформация остается глобальным приоритетом развития мировой экономики. Согласно подсчетам компании IDC, к 2027 году мировые расходы на проведение цифровой трансформации в мире вырастут почти до $3,9 трлн. Российский бизнес тоже стремится внедрять цифровые технологии в рабочие процессы, развивая эффективность собственных предприятий и сектора в целом. IT Speaker поговорил с экспертами в области ИТ о лидерах в области цифровой трансформации и существующих на отечественном рынке барьерах.
Главные цели цифровой трансформации в России закреплены в подп. «д» п. 2 Указа президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474. Согласно документу, к 2030 году доля доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, должна достигнуть отметки 95%, доля домохозяйств с доступом к интернету – 97%, а увеличение вложений в российские ИТ-решения должны увеличиться в четыре раза.
Уровень цифровой зрелости российской экономики за 2022 год оценивался в 65,8%. Более того, по данным «Ростелекома», Россия входит в топ-15 стран по уровню развития цифровых технологий. При этом их использование в отраслях экономики весьма неоднородно.
Цифровая трансформация затронула все ниши бизнеса, включая розничную торговлю, медиа, образование, здравоохранение и логистику. Она привела к появлению онлайн-платформ, автоматизации процессов, улучшению качества обслуживания клиентов и созданию новых бизнес-моделей. Однако, по словам директора по продуктам маркетплейса «Рывок» Андрея Пекова, остаются области, которые находятся только в начале преобразования: например, b2b-закупки.
В авангарде цифровизации сейчас промышленность и финансовый сектор, считает директор по развитию Softlogic Дмитрий Ракович. По его словам, обусловлено это высокой капитализацией в перечисленных отраслях, благодаря чему они раньше остальных могут себе позволить внедрение инновационных решений в работу.
Среди секторов экономики, которые вовлечены в процессы цифровой трансформации, гендиректор ITFB Group Роман Волков особо выделяет сельское хозяйство. В отрасли активно применяются дроны, технологии компьютерного зрения, аналитика и прогнозы делаются с использованием технологий ИИ. По словам топ-менеджера, во многом агропромышленный комплекс становится полигоном для тестирования новых технологий.
Кроме того, с точки зрения Волкова, активно проходит цифровую трансформацию сфера ритейла. Активно внедряются инструменты аналитики, ИИ, развиваются маркетплейсы, платежные сервисы, логистика и маркетинговыми платформами. Также для управления бизнесом внедряются внутренние системы: CRM, SMMS, AMS, ERP, IMS.
По словам руководителя проектов в агентстве iTrend Виктории Фоменко больше всего на цифровизацию также тратят компании из сегментов ИТ, телекоммуникаций и финтеха. Эксперт объясняет феномен огромными объемами клиентских данных, с которыми компаниям приходится работать, высокой долей онлайн-бизнеса — особенно в части взаимодействия с клиентами, а также высоким уровнем конкуренции.
Технический директор IW Group Алексей Обухов отстающими в области цифровизации называет машиностроение, где низкая конкурентоспособность и ограниченные стимулы к развитию продукции, металлургию, где требуются значительные инвестиции, топливно-обрабатывающую промышленность, медицину и фармацевтику. Такое положение эксперт связывает с несовершенством действующего законодательства, сложностью переподготовки кадров и необходимостью функционирования в рамках устаревших норм.
К списку отстающих отраслей в области цифровой трансформации руководитель продукта факультета программирования университета «Синергия» Николай Щербатенко добавил медтех и ТЭК. С его слов, в фармацевтике много регуляторов, которые затрудняют процесс цифровизации: регламенты, согласования, лицензии на продажу продуктов. Также это происходит из-за высоких административных барьеров и низкой конкуренции.
Говоря о цифровой трансформации бизнеса, глава мессенджера Compass Евгений Громаковский разделил понятие на два основных направления. Первое – трансформация процессов управления и взаимодействия внутри бизнеса как живого организма. Она направлена на сокращение времени принятия решений, улучшение взаимодействия между сотрудниками и повышение КПД. Это ответ на вопрос, зачем вообще компании проходят через цифровую трансформацию, – бизнес хочет тратить меньше, а делать больше. Второе – трансформация, направленная на взаимодействие с клиентами. Она помогает более быстро и качественно выполнять обязательства перед клиентами и сделать денежный поток более стабильным.
ИТ-менеджер добавил, что цифровая трансформация – процесс непрерывный, поэтому нельзя сказать, что какие-то отрасли уже с ней справились. Все сегменты российской и мировой экономики трансформируют процессы, но развитие технологий всегда опережает их на один шаг.
Цифровые проблемы
По его словам Раковича из Softlogic, барьеры при цифровой трансформации возникают по нескольким причинам:
- Недостаточная осведомленность в области инновационных решений и отсутствие визионерства внутри компаний.
- Отсутствие свободных финансовых активов для апробации инновационных решений и зачастую высокий финансовый порог входа в такие проекты.
К списку трудностей, встречающихся на пути к цифровизации, Пеков из компании «Рывок» добавляет следующие пункты:
- Корпоративная культура: изменение бизнес-процессов и роли человека в них может вызвать сопротивление со стороны персонала. Важно донести до сотрудников важность принятия новых технологий и обновить регламенты работы.
- Интеграция систем: часто у бизнеса возникают сложности в связи с объединением новых технологий с существующими системами и процессами;
- Финансовые затраты: внедрение ИТ-технологий требует значительных инвестиций в разработку.
Основная проблема компаний разных секторов на текущий момент — импортозамещение иностранного ПО
По мнению эксперта, процесс происходит быстро в тех секторах, которым помогает государство: это топливно-экономический сектор, атомная, ракетно-космическая и оборонная промышленности.
Из факторов, влияющих на динамику цифровизации в обе стороны, исполнительный директор ICL Services Ильдар Хуснутдинов отмечает санкции. С одной стороны, они способствуют активной разработке новых отечественных решений на рынке, с другой – увеличивают стоимость их внедрения.
Директор по развитию HRlink Дмитрий Махлин уверен, что в России разделение по уровню цифровизации заметно скорее не по секторам экономики, а по регионам. Предприятия и бизнес Москвы, Санкт-Петербурга, городов-миллионников, включая Новосибирск, Казань, Екатеринбург, в большей степени продвинулись по внедрению цифровых инструментов в свои процессы, поэтому они довольно сильно трансформируются.
По его словам, в регионах ситуация хуже. Одна из причин — более низкие зарплаты. Главным барьером цифровой трансформации специалист называет дешевую рабочую силу.
В среднем и малом бизнесе оцифрованы далеко не все ключевые процессы. Например, в продажах у многих из них все еще нет CRM-систем (cистемы управления взаимоотношениями с клиентами), а также инструментов для контроля работы менеджеров, планирования сбыта и обработки заявок. Для ведения дел и коммуникации с клиентами до сих пор используют Excel, почту и мессенджеры. Из-за этого сотрудники вынуждены выполнять большой пул задач вручную и тратить на это лишнее время.
По словам эксперта, совсем другая ситуация в крупном бизнесе. У большинства компаний выстроен базовый ИТ-ландшафт — вручную не справиться с управлением большой номенклатурой продукции. У них внедрены ERP, CRM и SFA-системы, есть инструменты для управления складами и логистикой, автоматизированы бухучет и финансовое планирование.
Главная проблема в любой сфере — отсутствие стратегии, считает ведущий менеджер по продукту Embedikа Ярослав Ращупкин. По его мнению, многие компании внедряют в свою деятельность отдельные цифровые решения, не трансформируя бизнес-процессы в целом.
С точки зрения директора по развитию платформы eXpress Сергея Артемова, цифровизация сложно проходит там, где топ-менеджмент и руководители, отвечающие за развитие бизнеса, не видят прогнозируемых эффектов от внедрения цифровых инноваций.
«Несомненно, влияет и переподготовка исполнителей, и повышение квалификации «полевых» кадров, которые со всеми вместе «переезжают» в новые бизнес-процессы. И это тоже задача директоров по ИТ и цифровизации. Цифровизация касается всех на предприятии», – говорит специалист.
Инновационные тренды
Ракович из Softlogic считает, что безоговорочный тренд цифровизации в России и в мире – переход к экономике данных с использованием инструментов искусственного интеллекта. Их развитие поддерживает и государство: только в 2024 году власти планируют потратить на реализацию проектов в области ИИ 5,2 млрд рублей.
С ним согласен Обухов из IW Group, выделяя также среди трендов развитие облачных технологий и цифровую трансформацию банковского сектора. Примерами компаний, задающих эти тренды, – «Сбер» (внедрение ИИ), «Яндекс» и «Газпромбанк» (развитие облачных технологий), а также «Тинькофф Банк» (цифровая трансформация банковских услуг).
Как отметил замдиректора департамента ERP ГК «КОРУС Консалтинг» Михаил Бурачков, в той или иной степени тренды цифровизации задает не только частный сектор, но и государственные структуры, включая «Росатом» и «Газпром нефть».
Одной из яркий тенденций Бурачков также назвал это интенсивное распространение low-code и no-code-решений, особенно в работе, связанной с управлением, анализом и визуализацией больших данных.
Сергей Артемов из eXpress считает, что существенно вырываются вперед в этом процессе энергетика и тяжелая промышленность. В качестве примеров трендовых разработок предприятий называет создание первого мобильного рабочего места сотрудника в «Росатоме» на базе платформы корпоративной коммуникации. В проектах цифровизации корпорация ориентируется на готовые отечественные продукты, которые отвечают требованиям информационной безопасности. Другой пример – запуск первого в отрасли корпоративного супераппа на крупнейшей металлургической компании «Норникель».
Малхин из HRlink главным трендом цифровизации в России видит импортозамещение. Главной задачей в рамках цифровой стратегии для многих сегодня становится миграция с привычных западных решений, таких как SAP и Oracle, на их российские аналоги.
Еще одна тенденция, которую выделяет эксперт, – активная оцифровка документооборота. В частности, в HR-cегменте.
«Долгое время HR-направление оставалось недофинансированным, российские компании не вкладывались в него, потому что инвестиции в кадровые процессы не приносят прямого дохода. Но сегодня, когда рынок труда настолько нуждается в кадрах, HR становится важной составляющей успеха любой компании. Крупные корпорации уже ушли от бумаги в кадровом делопроизводстве, и сейчас этим активно занимается сегмент малого и среднего бизнеса», – рассуждает собеседник IT Speaker.
Среди основных трендов инноваций Волков из ITFB Group отмечает развитие и внедрение интернета вещей (IoT), в том числе промышленного (IIoT), квантовые технологии, постквантовая криптография и блокчейн-технологии.
Абсолютным лидером в области цифровизации эксперты называют финтех, который может задавать тренды для других сфер. Громаковский из Compass уверен, что российский сектор задает мировой тренд с точки зрения скорости и качества обслуживания клиентов. Сегодня любую услугу от банков можно получить на смартфоне, и это большой скачок в цифровизации.
в Telegram