Что такое ИТ-инфраструктура?
ИТ-инфраструктура — основа для обеспечения деятельности любой компании, поскольку уже невозможно представить бизнес, работающий без современных цифровых продуктов, систем и сервисов. Часто можно услышать мнение, что даже один компьютер с установленным программным обеспечением формально уже может считаться ИТ-инфраструктурой, однако, вряд ли получится найти много примеров, когда, компания, пусть и небольшая, работает на базе такой «инфраструктуры».
Как правило, это понятие намного шире и включает в себя намного больше взаимосвязанных компонентов, которые делятся на три группы.
Компоненты ИТ-инфраструктуры
-
1. Аппаратная инфраструктура
Компьютеры, серверное оборудование, маршрутизаторы, коммутаторы, объекты физической инфраструктуры и другие устройства.
-
2. Программное обеспечение
Базовые платформы (операционная система, Active Directory, DNS и другие), а также дополнительные платформы и сервисы, решающие специализированные задачи. Например, система резервного копирования, система мониторинга, системы защиты данных, CRM-системы и т.д.
-
3. Инженерная инфраструктура
Системы, необходимые для синхронной работы всех элементов в офисе, на производстве и других локациях. Это могут быть структурированная кабельная система, беспроводная сетевая инфраструктура или волоконно-оптические линии связи.
ИТ-инфраструктура связывает, контролирует, анализирует и управляет всеми элементами.
Какие задачи решает ИТ-инфраструктура?
Задачи ИТ-инфраструктуры касаются как технических, так и управленческих аспектов. Иными словами, она должна работать эффективно и без сбоев. Основные параметры, которые должна обеспечивать ИТ-инфраструктура:
-
1. Безопасность
Защита ИТ-периметра компании от киберугроз и утечек информации, обеспечение безопасности хранения ключевых данных.
-
2. Отказоустойчивость.
Обеспечение бесперебойности бизнес-процессов компании.
-
3. Оптимизация бизнес-процессов и управления
Прозрачность и эргономичность систем управления.
Но самая главная задача ИТ-инфраструктуры – помочь компании достичь поставленных целей и реализовать бизнес-стратегию компании. Экономический эффект грамотно организованной инфраструктуры, настроенной исходя из прикладных бизнес-задач, может выражаться в следующих показателях:
-
Сокращение расходов на ИТ-проекты
Практика показывает, что оптимально подобранная и настроенная инфраструктура способна снизить расходы на ИТ-проекты (в частности, на разработку и эксплуатацию) в среднем на 15-30%.
-
Снижение стоимости масштабирования
Затраты на развитие ИТ-инфраструктуры снижаются, если изначально учесть возможный рост объемов работ компании и расширение функционала в рамках системы. Это существенно упростит интеграцию и модернизацию компонентов инфраструктуры в будущем; применение унифицированных решений позволит оперативно вносить изменения в работу системы.
-
Повышение производительности
Правильно построенная ИТ-инфраструктура обеспечит стандартизацию и оптимизацию всех производственных процессов, необходимую скорость работы важных элементов системы и, следовательно, - повысит производительность.
Примеры ИТ-инфраструктуры
Практика показывает, что эффективность грамотно подобранных инфраструктурных решений – вполне измеримый показатель.
-
«СберСервис»: консолидация данных по более чем 100 проектам
«КОРУС Консалтинг» внедрил в «СберСервисе» (входит в экосистему Сбера, занимается комплексным техническим обслуживанием всех офисов и отделений «Сбербанка» в России) собственное коробочное решение «КОРУС Five|Управление проектами» и адаптировала систему под требования проектного офиса компании. Решение позволило упорядочить работу и консолидировать данные по более чем 100 проектам, обеспечив прозрачность управления и контроля над ними. Ранее работа по каждому проекту велась отдельно в различных системах, что замедляло рабочие процессы и не позволяло комплексно оценивать ситуацию по всему портфелю проектов. Также руководители вручную консолидировали данные по проектам для централизованной передачи в систему бизнес-аналитики.
«СберСервису» было необходимо консолидировать всю проектную деятельность в одной системе и настроить ее так, чтобы руководители могли быстро находить, обобщать и анализировать данные, а также контролировать и оценивать эффективность работы исполнителей.
После определения проблемы специалисты ИТ-компании подобрали решение, а затем вносили в него изменения и доработки, необходимые для адаптации под бизнес-процессы заказчика. Было создано несколько специфических аналитических отчетов по спискам задач и проектов, перенастроены ролевые модели, созданы дашборды и диаграммы, которые предоставляли пользователям информацию, касающуюся текущего статуса и этапов проектов. Доработка и адаптация помогли максимально встроить ее в существующие бизнес-процессы.
-
«Лента»: минус 30% времени обработки данных
«КОРУС Консалтинг» совместно с одной из крупнейших торговых сетей России «Лента» разработал и внедрил инфраструктурное решение на базе искусственного интеллекта, позволяющее повысить точность планирования запасов, избежать затаривания складов, а также снизить возможные товарные потери. В частности, инструментарий облачной платформы Azure DataBricks позволил ускорить процедур обработки данных и на 30% сократить длительность расчетов, необходимых для составления ежедневных прогнозов ассортимента магазинов. По словам представителей «Ленты», решение повысило точность планирования запасов торговой сети, сделав ее более конкурентоспособной.
-
Большой театр: минус 75% расходов на ИТ-инфраструктуру
«КОРУС Консалтинг» удалось оптимизировать затраты на ИТ-инфраструктуру Большого театра с помощью VDI-решения. Компания внедрила виртуальные рабочие столы для 44 архитекторов театра: закупила оборудование и программное обеспечение от ведущих производителей (NVIDIA, Autodesk, Abby, CorelDRAW, Trimble SketchUp), спроектировала серверную инфраструктуру, провела пуско-наладочные работы, а также обновила серверное оборудование. В итоге затраты на «железо», программное обеспечение и лицензии удалось оптимизировать на 75%.
Как создать ИТ-инфраструктуру?
Как уже было сказано, принципы создания ИТ-инфраструктуры предприятия должны формироваться исходя из конкретных бизнес-задач и потребности в тех или иных инструментах. Поскольку сегодня подавляющее большинство предприятий использует ранее созданную инфраструктуру, то зачастую речь идет о ее модернизации, которая также требует структурированного подхода. В целом, вне зависимости от рода деятельности компании, создание, модернизация или реорганизация ИТ-инфраструктуры можно разделить на несколько основных этапов:
Создание базового инфраструктурного слоя
Проектирование и создание ИТ-инфраструктуру с учетом бизнес-процессов и дальнейших планов развития компании. Туда входит:
- виртуализация серверов, приложений,
- базовые сервисы (ОС, AD, DNS, DHCP, FS и т.д.),
- внедрение и настройка СУБД,
- виртуализация рабочих мест (VDI),
- построение сетей Wi-Fi, в т.ч. Wi-Fi-аналитики,
- внедрение решений для видеоконференцсвязи и телефонии,
- облачные решения (SaaS, PaaS или IaaS)
- внедрение IoT-решений,
- систем резервного копирования и восстановления данных,
- миграция и интеграция сервисов и систем.
Аудит ИТ-инфраструктуры
- Исследование и оценка существующей системы: из чего она состоит, какие задачи выполняет, соответствует ли задачам бизнеса и как ее можно модернизировать.
- аудит с точки зрения лучших практик рынка,
- аудит в соответствии с методологиями ITSM (COBIT, ITIL или ISO 20000),
- аудит экономической эффективности ИТ (SAM, SA).
Разработка дизайна решений
Планирование, разработка и внедрение решение в рамках текущей инфраструктуры, а также подготовка технической документации и решение вопросов дальнейшей технической поддержки.
Миграция и интеграция разнородных систем
Перенос данных из одного сервиса в другой, настройка Single sign-on (возможность входить в не связанные между собой системы баз повторной аутентификации) в приложениях и бесшовный обмен данными между системами.
Обеспечение Backup и Disaster Recover
Настройка резервного копирования и аварийного восстановления информационных систем.
- Внедрение IoT («Интернет вещей»). Технология, в рамках которой сеть физических устройств подключены к другим устройствам и службам через сеть, применима в любых отраслях, где необходимы сбор и обработка информации о клиентах, производимой продукции, состоянии оборудования в точках продаж и т.д.
- Миграция в облако. Все «железо», на котором построена виртуальная ИТ-инфраструктура, будет находиться в специализированных центрах обработки данных. Оптимальный вариант для компаний, которые планируют отдать на аутсорсинг все вопросы, связанные с работоспособностью и доступностью оборудования.
Виртуализация
Виртуализация серверов, систем хранения данных, ИТ-приложений и рабочих мест. Оптимизация вычислительных мощностей и обеспечение безотказной работы сервисов.
Поставка оборудования и ПО
- подбор решения,
- создание плана тестирования,
- нагрузочное тестирование,
- отчет о целесообразности внедрения.
Физическое размещение инженерной и ИТ-инфраструктуры
- проектирование комплекса «с нуля»,
- инженерные системы (СКС, ИБП, системы кондиционирования воздуха и т.д.) и комплексные системы обеспечения безопасности (КСОБ),
- проектирование и пусконаладка ЦОД, систем хранения данных и вычислительных комплексов (серверов).
Сопровождение ИТ-инфраструктуры
- техническая поддержка пользователей, оборудования и ПО, инженерных систем,
- внедрение ITSM-систем и их доработки.
Информационная безопасность
- аудит информационной безопасности,
- проектирование и внедрение решений ИБ (IDM, SSO, PAM, VPN, DLP, MDM и т.п.),
- консалтинговые услуги.
ИТ-аудит и модернизация ИТ-ландшафта – регулярные мероприятия, которые необходимы для непрерывности и развития бизнеса. Рекомендуем проводить их раз в два-три года. За это время в компании появляются новые информационные системы, вендоры меняют политику лицензирования и обновляют свои решения – эти изменения стоит отслеживать и адаптироваться.
Как управлять рисками ИТ-инфраструктуры? Мнение экспертов
Как и любая система ИТ-инфраструктура подвержена ряду рисков – например, тем же внешним атаками или снижению отказоустойчивости. Однако многие риски возможно минимизировать еще на этапе планирования при создании или модернизации инфраструктуры.
-
Не пытайтесь сэкономить
Создание ИТ-инфраструктуры с минимальными требованиями часто приводит к существенным затруднениям и, как следствие – большим затратам при модернизации. Если в дальнейшем возникнет необходимость внедрить какой-либо эффективный сервис или систему, инфраструктура может просто оказаться не готовой к этому.
-
Не пытайтесь «латать дыры»
Если подходить к подбору цифровых инструментов (сервисов, приложений, ERP-систем и т.д.) не комплексно, а локально, то это может привести к конфликту элементов. Все элементы инфраструктуры должны сочетаться.
Для бесперебойной работы даже грамотно спроектированная ИТ-инфраструктура нуждается в постоянном мониторинге и поддержке. Необходимо отслеживать параметры системы, оперативно реагировать на сбои и заниматься профилактикой отказов. Одна из главных задач – следить за обновлением инфраструктуры. Учитывая постоянно меняющиеся внешние и внутренние факторы, влияющие на работу компании, может возникнуть острая необходимость в масштабировании системы или повышении отказоустойчивости.
Платформы и решения для IT-инфраструктуры
ИТ-инфраструктуре?