дата публикации
18.12.24
минут
10'
формат
На примере крупной энергосервисной компании рассказываем, как и зачем автоматизировать взаимодействие энергосервисной компании с контрагентами и как это постепенно позволяет цифровизировать энергетическую отрасль.
Одна из ключевых задач цифровой трансформации отрасли — оптимизировать технологические и бизнес-процессы и повысить прозрачность сотрудничества энергопоставщиков, сервисных компаний и их контрагентов. По прогнозам НИУ ВШЭ, спрос на цифровые решения в ТЭК может вырасти в 13,5 раз — с 30,7 млрд руб в 2020 году до 413,8 млрд руб в 2030 году.
Так, например, в российском законодательстве уже реализуется более ранний приказ Министерства энергетики РФ. Он направлен на то, чтобы обеспечить единый стандарт качества обслуживания потребителей услуг. В том числе в рамках заключения и расторжения договоров, информирования об авариях, согласования места установки приборов учета электроэнергии, снятия и проверки показаний и множества других видов деятельности, которые должны осуществлять игроки энергорынка.
Это регулярная работа, которая требует множества трудозатрат всех участников процесса. Одновременно с этим игроки рынка (поставщики, сервисные компании, закупщики электроэнергии) и сами давно осознают выгоду от цифровых систем учета. Современное ПО позволяет своевременно выявлять неисправности, точнее планировать энергопотребление, ускорять присоединение к источникам электроэнергии и многое другое. Поэтому государство и игроки рынка стремятся оптимизировать эти процессы и повысить их эффективность.
Однако, если сегодня на рынке представлено немало российских цифровых приборов учета, то готового «коробочного» ПО, которое позволяло бы всем игрокам рынка в рамках единой онлайн-площадке работать данными и выстраивать полноценные онлайн-коммуникации (например, подавать заявки, информировать пользователей) — пока нет. Как правило каждая энергосервисная компания пишет софт под свои нужды, исходя из требований законодательства, специфики своей деятельности и внутренних правил к разработке ИТ-решений на базе отечественного ПО.
С аналогичной задачей к команде «КОРУС Консалтинг» обратилась крупная российская энергосервисная компания. Компания хотела удовлетворить требования законодательства, а для этого нуждалась в оптимизации ряда текущих бизнес-процессов и снижении связанных с ними издержек.
Автоматизации подлежали следующие задачи:
Так, например, до внедрения цифровой системы запросы на присоединение новых объектов контрагенты передавали данные «вручную»: звонили по телефону, отправляли заявки на почту. На больших масштабах потребления контрагентами электроэнергии число ошибок, требующих времени на исправление, было велико и приводило к объемным трудозатратам обеих сторон.
Также случались ситуации, когда электроэнергию могли тратить непреднамеренно. Счетчик мог повредиться, а собственник помещения мог не сразу узнать об этом. А узнав, проводил много времени в переписках с менеджером, чтобы оставить заявку на ремонт. Это в результате приводило к большим объемам затраченной, но неучтенной электроэнергии.
Чтобы организовать сотрудничество с контрагентами и взаиморасчеты в цифровом и в то же время в правовом поле, энергосервисная компания решила внедрить b2b личный кабинет.
ИТ-решение команда «КОРУС Консалтинг» разработала с нуля. В его основу лег «1С:Битрикс — Управление сайтом» как наиболее универсальная российская платформа. Пользовательский интерфейс реализовали с помощью Vue.js. Стек обусловлен требованием клиента использовать отечественное ПО и гибкий интерфейсный инструментарий с открытым кодом в основе.
Ключевая задача b2b личного кабинета — повысить эффективность коммуникации энергосервисной компании и ее контрагентов: снизить объем «ручной» офлайн-коммуникации, помочь взаимодействовать интерактивно и в режиме реального времени, визуализировать важную информацию.
Среди функций кабинета:
Перед реализацией проекта оформили технические требования к личному кабинету в рамки базовых архитектурных блоков. В разработке использовали гибкий подход с короткими спринтами — периодами выполнения сгруппированных задач. В каждом спринте опирались на проектную документацию: например, техзадание, спецификации. По необходимости проводили переприоритизацию задач. В итоге была создана многофункциональная цифровая платформа, которая позволяет:
Самое важное в личном кабинете — возможность подать обращение или заявку на присоединение и не только без регистрации и круглосуточно. Если у контрагента срочная проблема, то ему не придется тратить время на верификацию учетной записи. Это напрямую влияет на удовлетворенность пользователей и качество клиентского сервиса. Поэтому на главной странице (в интернет-приемной) взаимодействовать с энергосервисной компанией могут зарегистрированные и незарегистрированные клиенты. Но можно также авторизоваться или зарегистрироваться в личном кабинете пользователя, чтобы получить доступ к расширенной функциональности.
Инструментарий разделов личного кабинета призван решить ключевые задачи по обслуживанию b2b-потребителей. Например, заполнить или скорректировать информацию о контрагенте, подать заявку на подключение нового объекта электроэнергии, отправить данные об объемах затраченной мощности, поучаствовать в опросах.
Заявка на присоединение нового объекта к электросети полноценна и не требует общения с менеджером. Так, пользователю доступны поля для загрузки необходимых документов: например, ИНН, планы устройств, документы, подтверждающие право собственности и другие. Поданному заявлению присваивается порядковый номер, за статусом заявки можно следить в соответствующем разделе.
Разработанный b2b-портал с личным кабинетом для контрагентов, закупающих электроэнергию, позволил заказчику соблюдать законодательство, оптимизировать контроль и учет потраченной энергии и снизить издержки. В будущем планируется расширение функциональности портала под потребности контрагентов — цифровизировать больше тех задач, что сейчас выполняются вручную.
7:00
10:00
7:00