Ведущий консультант 1С ГК «КОРУС Консалтинг» Дмитрий Кучма — о том, чем занимаются аналитики 1С в нашей компании, чем отличается младший специалист от тимлида и как «расти» в профессии.
Про грейды
Согласно принятой в компании матрице компетенций для аналитиков есть деление по уровням: младший консультант (аналог «джуна» в разработке), консультант («мидл»), старший консультант («сеньор») и консультант-эксперт. У каждого уровня свой набор задач и зона ответственности.
- Младший консультант 1С работает над частью блока (например, над взаиморасчетами в закупках или над инвентаризацией на складе). Под контролем старшего консультанта или эксперта находятся: подготовка протоколов встреч с заказчиком, настройка системы, подготовка задания для разработчика, тестирование и пр. Для младшего консультанта составляется план развития, по которому он обучается. Чтобы подготовиться к переходу на следующий уровень ему необходимо: получить практический опыт на проектах, пройти полный цикл проекта и сдать сертификацию в процессе обучения.
- Консультант обладает глубокими знаниями в не менее, чем в 2-3 модулях системы, в своей работе пересекается с несколькими конфигурациями 1С. В задачи консультанта входит самостоятельное ведение нескольких функциональных блоков (например: импортные закупки, поступление товара на склад и пр). Кроме того, он участвует в следующих проектных работах: сбор требований и проведение интервью, формирование функциональных рамок, техническое моделирование, демонстрация возможностей системы заказчику и т.д.
- У старшего консультанта зона ответственности растет: помимо вышеуказанных функций он отвечает за связанность и целостность архитектуры нескольких функциональных блоков (например, складской учет, финансовый блок). На проектах старший консультант часто выполняет роль тимлида группы консультантов и выступает в роли наставника для младших специалистов: проверяет оформляемые ими документы, подсказывает решения, помогает в сложных вопросах.
Масштаб проекта и карьера
Наша компания ориентируется на крупных заказчиков и проекты соответствующего масштаба. Здесь практически нет проектов, в которых требуется внедрение по типовому варианту: установка и настройка программы из коробки. Поэтому такая частая ситуация в 1С, когда специалист становится «заложником» направления и работает годами над одним блоком и конфигурацией, у нас не встречается.
Проектная команда формируется в зависимости от функциональных рамок и сроков проекта. Чем крупнее проект, тем больше ролей — системный/функциональный/технический архитекторы, тимлиды по разным функциональным модулям и пр.
В департаменте 1С ГК «КОРУС Консалтинг» проектная команда иногда состоит из нескольких десятков специалистов!
Качества хорошего консультанта 1С
- Самостоятельность и ответственность. Консультанту нужно собрать всю информацию для решения задачи, отделить ключевую информацию и выявить противоречия между требованиями. При выработке решения он рассматривает весь спектр алгоритмов и способов, объективно оценивает плюсы и минусы того или иного варианта. Консультант должен заранее подумать об удобстве пользователя, о влиянии этого решения на производительность системы, потребуется ли модифицировать типовые объекты (в проектах 1С типовые модули желательно затрагивать по минимуму, чтобы систему можно было поддерживать и обновлять в дальнейшем). В том числе нужно подумать о настройках, заполнении начальных данных по выбранному решению и пр. Опытный консультант работает над выработкой решения по задаче самостоятельно и умеет находить ответы даже на сложные вопросы. При этом он взаимодействует с другими участниками проектной команды, согласует свои решения с архитектором.
- Умение писать точные и понятные документы. Все документы и артефакты, которые составляются во время проектной деятельности, должны быть изложены ясным, доступным и лаконичным языком, с логично выстроенной структурой и без противоречий, дублей. Они должны быть понятны как пользователю, который опирается на ваши документы в своей работе, так и консультанту поддержки, который сможет легко и безболезненно для себя и команды подхватить работу по следующей стадии проекта.
И ещё несколько слов от автора
Работа в крупных проектах помогает быстро «прокачивать» свои навыки и получать уникальные знания и опыт. Глобальный плюс — это работа в классных командах. Кроме того, в больших проектных командах часто внедрена система наставничества, благодаря которой можно, опираясь на опыт и экспертизу коллег, получать ответы на самые сложные вопросы, понять и выстроить свой личный карьерный трек.