Как «выжать» прибыль из цифровой трансформации?
дата публикации
16.12.22
минут
7'
формат
статья
Тренд на цифровизацию прочно обосновался во всех отраслях бизнеса. Что на самом деле он означает и как именно поможет компаниям усилить конкурентоспособность? Об этом мы поговорили с профессором Николаем Верховским, директором программ по цифровой трансформации школы управления «Сколково».
Цифровая трансформация давно перестала восприниматься бизнесом как «дань моде» - компании осознали, что диджитализация необходима. Согласно международному исследованию IBM Global CEO Study, в 2004 году технологический фактор находился только на 6 месте среди внешних факторов, которые, по мнению топ-менеджеров, оказывают наибольшее влияние на компании. С 2012 года по сегодняшний день этот аспект занимает лидирующие позиции в опросах.
Как это произошло? В традиционные отрасли (производство, торговлю) начали приходить новые игроки. При этом им удавалось забирать часть выручки у «классических» корпораций, продающих свой товар привычными способами. Новые компании предлагали потребителю принципиально иное – сервис, основанный на технологиях, чтобы решать задачи клиента быстрее и качественнее. Например, стало возможным оформить доставку, а не идти в магазин, или заказать нужный товар в торговую точку со склада.
В свою очередь, и традиционный бизнес начал трансформироваться в компании-платформы. Они продают не только «единицу товара», но и услуги на основе ИТ-технологий, которые позволяют получать больше прибыли. Например, сегодня крупный мировой производитель сельхозтехники John Deere предлагает покупателям не просто тракторы или комбайны, а цифровой сервис по повышению производительности полей. В 2012 году компания вывела на рынок цифровую платформу My JohnDeere. У клиентов, работающих с ИТ-сервисом, появилась возможность контролировать состояние машины и управлять работой операторов с помощью мобильного приложения. Система стала агрегировать такие параметры как время простоя и работы оборудования, расход топлива, пройденное расстояние и т.д. Помимо данных, связанных с техникой, сельхозпроизводителям стали доступны анализатор агрономических данных для полей, цифровые отчеты по урожайности и посевным работам, удаленный спутниковый мониторинг и др. Если в 2016 году, по данным «РБК Инвестиции», капитализация Deere&Company (владелец бренда John Deere) составляла 33 миллиарда долларов, то в 2019 - уже 56. За этот же период чистая прибыль увеличилась с 2 до 3 миллиардов долларов.
Сегодня эти два понятия часто употребляются как синонимы, однако это не совсем верно. Цель автоматизации в любой отрасли – повысить эффективность существующих рутинных процессов. Автоматизация позволяет компании увеличить производительность ресурсов в единицу времени, например, отвечать на большее количество звонков или производить больше товара.
При цифровой трансформации параллельно с продуктом создаются еще и знания, компетенции, возможность предлагать рынку новые решения. Цифровые инструменты оптимизируют интеллектуальную работу – анализ данных, прогнозирование, моделирование систем, что в разы ускоряет принятие управленческих решений и повышает их точность.
Часто акционеры крупных компаний ожидают мгновенной окупаемости цифровых инструментов. Важно понимать, что, во-первых, это «длинные» инвестиции в новую инфраструктуру и компетенции внутри компании. Во-вторых, прежде чем система поддержки принятия решений выдаст точный прогноз или расчет ее надо «накормить» данными. Но если вы эти данные никогда не собирали, а те, что есть, непригодны для системного использования – результата не будет.
Цифровые решения – ключевые точки роста для бизнеса, позволяющие увеличивать выручку и капитализацию, а главное – формировать абсолютно новые рынки
По данным «Сколково», последние несколько лет большинство российских компаний увеличивает траты на ИТ и цифровизацию. Так, если в 2020 году совокупные расходы сельхоз компаний и пищевой промышленности на эти цели составляли 1,74%, то в 2021 году – 2,1%. В тот же период выросли траты на цифровизацию у ритейлеров (с 9,61% до 10,24%), металлургов (с 2,71% до 3,02%) и других компаний.
По итогам 2022 года ожидается краткосрочное замедление роста, поскольку компании сейчас пересматривают ИТ-стратегии – на это нужно время. Однако можно с уверенностью сказать, что в 2023-2024 тренд будет только расти. В особенности это касается сегмента B2C, который продолжит работу с клиентскими данными. В ближайшие годы ожидается рост спроса на цифровизацию не только со стороны больших, но и средних, а также малых компаний.
10:00
7:00
7:00