Интерес к отечественному оборудованию и программному обеспечению тормозится уменьшением бюджетов на IT. Комментарий Александра Семенова, президента ГК «КОРУС Консалтинг».
Есть два основных вектора импортозамещения. Первый — замещение софта, то есть программных продуктов. Второй — это замещение IT и телеком–оборудования. Эксперты считают, что процесс импортозамещения находится в начальной стадии. «Чтобы в России появились собственные технологические решения, должны пройти годы, — отмечает президент ГК «КОРУС Консалтинг» Александр Семенов, — а для того, чтобы существующие IT–продукты и сервисы получили распространение, — многие месяцы».
Найти свою нишу
Спрос на российское ПО формируется как государственными структурами, так и бизнесом. Закон о создании реестра отечественного ПО и требование к органам власти пользоваться только решениями из реестра говорит о серьезности намерений государства по созданию преференций российским поставщикам IT–продуктов, отмечает Александр Семенов.
Впрочем, как отмечает президент ГК «Техносерв» Сергей Корнеев, в госсекторе всегда был тренд на развитие собственных заказных разработок, уникальной архитектуры, создание собственных приложений. Санкции в данном случае стали лишь дополнительным катализатором. «Если в коммерческом секторе чаще всего идет копирование зарубежных бизнес–моделей, то государственный сектор уникален и самобытен, — поясняет Сергей Корнеев, — здесь открыт большой простор для развития собственных систем, и он во многом уже реализован».
Интерес к российскому софту проявляет и бизнес, главная задача которого в сегодняшних условиях — сокращение издержек. «Многие организации, уже понимая, что функциональность российских IT–продуктов не уступает возможностям западных аналогов, видят преимущества в том, чтобы использовать отечественное решение, требующее меньше инвестиций», — поясняет Александр Семенов.
В первую очередь пользуются спросом нишевые технологические предложения, максимально ориентированные на отраслевые потребности бизнеса заказчиков, говорит Сергей Корнеев. В то же время именно специфика отдельных отраслей не позволяет многим компаниям перейти на российскую продукцию, так как российские разработчики пока не готовы здесь конкурировать с международными аналогами.
Но если начать разработки сейчас, то спустя какое–то время можно получить конкурентоспособный продукт.
Отметим, что, согласно плану импортозамещения программного обеспечения, утвержденному Министерством связи и массовых коммуникаций в апреле 2015 г., планируется, что к 2025 г. доля импорта в зависимости от сферы применения сократится с 80–97% до 50%.
Обеспечить связь
В Минсвязи и Минпромторге еще недавно говорили, что доля импортного оборудования в сфере связи и телекоммуникаций достигает 90%.
«Настороженное отношение к российским производителям оборудования сменилось интересом, — отмечает директор по маркетингу и системным исследованиям ООО «НТЦ ПРОТЕЙ» Владимир Фрейнкман, — для многих оказалось приятным сюрпризом, что кроме крупных иностранных брендов на рынке есть решения российских производителей по разумным ценам». По его словам, полностью конкурентоспособно отечественное телекоммуникационное оборудование в таких областях, как решения для NGN / IMS, биллинговые решения, сервисные платформы и элементы ядра сети (SMS, VAS, управление роумингом и т. д.) для операторов мобильной связи, а в сегменте NGN–сетей и вовсе можно констатировать, что даже существует серьезная конкуренция между российскими компаниями. Проблема импортозамещения есть сейчас с оборудованием для сетей передачи данных, так как российские решения пока уступают зарубежным аналогам. Трудности есть и в сфере аппаратных компонентов, почти вся элементная база идет из–за рубежа, а это и сроки, и деньги, а также ограничения из–за санкций.
«Если еще год назад мы только присматривались к отечественным производителям IT–решений, это была экзотика, то сейчас мы уже реализовали ряд успешных проектов с такими поставщиками», — отмечает Сергей Корнеев. Но все равно основными потребителями отечественной продукции в первую очередь являются министерства и ведомства, предприятия ВПК и ОПК и компании с государственным участием, попавшие под санкции, Крымский федеральный округ.
Плюс на минус
Появление тренда импортозамещения заставило отечественных производителей IT–решений быть более активными. По словам Александра Семенова, они стали значительно больше инвестировать в маркетинг и продвижение на рынке своих продуктов, понимая значение нынешней конъюнктуры. В то же время бюджеты на модернизацию и развитие сетей сейчас серьезно урезаются, поэтому ощутимого роста прибыли на отечественном телекоммуникационном рынке, по словам Владимира Фрейнкмана, пока нет.
Материал опубликован в издании «Деловой Петербург» от 23.02.2016
в Telegram