Интервью с Марией Бар-Бирюковой, заместителем генерального директора ГК «КОРУС Консалтинг» о тенденциях, современном состоянии и общих направлениях развития рынка CRM.
- Что для вас значит понятие CRM?
Не буду переводить дословно всем известную аббревиатуру, скажу просто: CRM — это не только система, автоматизирующая те или иные этапы взаимодействия с клиентом, это целая философия бизнеса, включающая выстроенные процессы, мотивационные схемы персонала, четкое понимание целей компании всеми сотрудниками и только затем — автоматизированное решение, которое поможет организации всем этим управлять.
- Есть ли среди экспертов и специалистов по теме CRM единообразие в области терминологии?
В целом, да. На сегодняшний день специалисты, работающие с действительно мощными решениями мировых вендоров сходятся в том, что CRM — это не просто база клиентов, а целая система управления продажами, маркетингом и обслуживанием клиентов. Многие употребляют термин xRM, демонстрируя тем самым, что подобные решения уже вышли далеко за рамки консолидации информации о клиентах и могут решать масштабные задачи по автоматизации важнейшего сегмента бизнеса компании.
- Какие текущие тренды в развитии CRM вы видите в мире? Какие отрасли наиболее развиты и перспективны в отношении CRM?
CRM уже давно не воспринимается как просто отдельная система, которая лишь хранит данные о клиентах. Теперь заказчики хотят видеть реальное CRM-решение, встраиваемое в существующую у них ИТ-инфраструктуру как недостающий кирпичик, покрывающий все аспекты работы с клиентами (и не только с ними). Сохраняется тренд на отраслевые решения, однако их фокус меняется: отрасли продолжают еще больше конкретизироваться (например, лизинговая компания ищет не просто CRM, а именно решение по управлению лизинговыми сделками), а также появляется все больше клиентов из не столь очевидных для CRM-рынка областей. Например, активный интерес к CRM проявляют медиа компании и логистические операторы, специфика работы которых заключается как раз в том, что они очень активно взаимодействуют со своими клиентами на всех этапах продажи и сервиса.
- Какие тренды развития CRM вы видите в России? Какие отрасли наиболее перспективны с точки зрения развития CRM?
Сейчас в России разворачивается устойчивый тренд на различные омниканальные решения. В связке с CRM они позволяют предлагать клиентам действительно интересные инструменты для расширения возможностей коммуникации с клиентами. Предпочтения клиентов меняются быстро, и мы это также наблюдаем. К примеру, почти 50% запросов сегодня мы получаем через онлайн каналы, в то время как еще пару лет назад эта цифра была в районе 20-30%. Ну и, конечно же, развитие «облаков» является устойчивым трендом последних лет — CRM-решения здесь не исключения.
- Какие из трендов, обозначенных ниже, вы считаете наиболее перспективными:
- Персонализация отношений с клиентом
- Social CRM c. Mobile CRM
- Data mining/Big data
- Campaign management
- Сквозная аналитика данных
- Программы лояльности
- Другое
На самом деле все перечисленные тренды важны, при этом для различных отраслей приоритеты могут быть разные. Например: для ритейла важнейшей задачей развития бизнеса является «Campaign management» и программы лояльности, а для финансовых организаций — персонализация отношений с клиентом.
- Как изменилась (и изменилась ли) ситуация с темой CRM в связи с кризисом в РФ?
В связи с кризисом российские компании стали уделять больше внимания вопросу развития долгосрочных взаимоотношений с клиентами и поддержания лояльности. Поскольку покупательская способность в целом снизилась многие стали понимать, что важно клиентов беречь, холить и лелеять. Отсюда в том числе такая популярность персонализации предложений, омниканальных коммуникаций, мобильных приложений и подобных вещей. Поэтому могу сказать, что на волне кризиса интерес к CRM-решениям только вырос, что, конечно, не может не радовать. А вот процесс выбора поставщика действительно стал более длительным и сложным — клиенты стали несколько требовательнее.
- Оцените наличие профессиональной экспертизы на рынке консалтинга в области CRM — бизнес-консалтинг, интеграция, сервисные компании (облачные решения).
Компаний, позиционирующих себя на рынке как внедренцев CRM-решений, великое множество. Но, увы, далеко не всех действительно можно назвать профессионалами. Мы часто сталкиваемся с последствиями работы «экспертов», которые могут надолго лишить клиентов веры в широчайшие возможности CRM-системы. Всегда призываем тщательно выбирать подрядчика, смотреть на реальный опыт специалистов, проверять репутацию внедряющей организации.
Материал опубликован в издании «Практика CRM», ноябрь 2016.
в Telegram