Как и сто тысяч лет назад, в конкуренции побеждает наиболее приспособленный. Российский рынок логистических услуг не стал исключением. Ярослав Ришко, консультант департамента «Логистика», ГК «КОРУС Консалтинг» рассказывает о новых моделях планирования.
Среднерыночные показатели говорят об одном – российский рынок складской недвижимости достиг насыщения. Наращивание мощностей – строительство дополнительных складов - перестало быть прибыльным: увеличение площадей только увеличивает косвенные затраты из-за неиспользуемого складского пространства. По данным за 2016 год, суммарно по России вакантно 8% всех складских площадей (в 2015 году этот показатель не превышал 4%)*.
Соответственно сокращаются темпы строительства новых складов – по сравнению с приростом на 1 500 и 1 300 тыс. м2 в 2015-2016 гг., в 2017 году прогнозируется ввод в эксплуатацию всего 400 тыс. м2 складских площадей*. При этом подавляющее большинство новых объектов (83% в 2016 г.) построены по технологии build-to-suit.
Средняя годовая арендная ставка на складскую недвижимость класса А в 2016 году незначительно выросла на фоне 2015 года, не превысив уровень инфляции. Стоимость продажи одного квадратного метра в этом же сегменте за аналогичный период сократилась на 10-25%*.
Вместе с тем продолжается рост спроса на небольшие складские площади в рамках концепции индивидуального хранения (self-storage).
В сложившейся ситуации налицо необходимость перехода к новым моделям планирования логистических систем, предоставления складских услуг, которые позволяют использовать складское пространство максимально эффективно.
Наиболее перспективным в этом отношении представляется переход от логистики цепи поставок к сервисной логистике (Service Response Logistics), который сопровождается присоединением компании к глобальной логистической сети (logistic grid). В западных логистических изданиях для этого понятия все чаще используются термины uberization (Uber - международный сервис такси) и public warehousing - агрегация ресурсов и организация публичных складов.
Согласно концепции Service Response Logistics для компаний открываются новые возможности для сокращения затрат на складскую логистику и оптимизации цепи поставок за счет расширения логистической системы – появления новых узлов и ресурсов за счет подключения к глобальной сети новых участников.
Ядром в архитектуре логистических сетей в таком случае выступает платформа, подобная Uber (uber-like), осуществляющая централизованное управление взаимодействием существующих участников сети и планированием их работы в рамках единого информационного пространства. От новых участников логистической сети присоединение к логистической сети, в свою очередь, требует высокого уровня автоматизации и наличия системы управления складом (WMS), удовлетворяющей следующим требованиям:
- предоставление данных о состоянии запаса в режиме реального времени;
- оптимизация размещения на складе;
- возможность раздельного учета товарных запасов по грузовладельцам;
- возможность одновременной обработки большого количества заказов;
- гибкость настройки, масштабирования и интеграции WMS;
- параметрируемость WMS-системы.
Актуальность данных о текущем состоянии запасов на складе участника логистической является необходимым условием при создании модели сервисной логистики. По этой причине наиболее строгие требования при включении нового узла в логистическую сеть предъявляются как раз к интерфейсной функциональности исполнительной системы – системы управления складом.
Большинство разработчиков систем управления складом учитывают глобальные тренды, выходящие за пределы автоматизации складских процессов. Например, компания Manhattan Associates уделяет особое внимание исследованиям и разработке. Таким образом современные WMS-решения позволяют не просто автоматизировать складские процессы, но и удовлетворяют современным требованиям к механизации складов (МНЕ), созданию новых моделей логистических сетей (Response Service Logistics). Абсолютно любая WMS-система также будет решать задачи по оптимизации работы склада на оперативном уровне, что приведет к повышению эффективности использования складских площадей, складского персонала и техники. Но только внедрение полнофункциональной, гибкой, параметрируемой WMS –системы можно назвать первым шагом на пути к сервисной логистике.
Материал опубликован на портале Logistics.ru, июнь 2017
в Telegram