Российский бизнес увлёкся технологией Low–Code. Она позволяет ускорять разработку продуктов и опережать конкурентов, оптимизируя расходы на разработчиков.
Стартапы, предлагающие новые области применения этой технологии, получают большие инвестиции по всему миру. «ДП» вместе с экспертами разбирался, что нужно знать о low–code, кому и для чего он пригодится.
Кадры не нужны
«В России не хватает от 500 тыс. до 1 млн IT–специалистов. И потребность в них только растёт: с началом пандемии все компании вступили в цифровую гонку. Выигрывает в ней тот, кто реализует большее число IT–инициатив. Вузы не могут быстро покрыть такую нехватку кадров: по всей стране менее 100 тыс. бюджетных мест на IT–специальности», — рассказывает Дмитрий Махлин, директор по развитию HRlink.
Тотальная цифровизация и кадровый голод поспособствовали росту популярности тренда на low–code и разработку. То есть на создание бизнес–приложений и IT–инструментов с минимальным использованием ручного программирования или вовсе без него. C low–code платформами может справиться человек без профильного образования и серьёзных навыков программирования. Новые решения и системы можно собирать из уже созданных блоков и элементов интерфейса, готовых операций по обращению к внешним сервисам и API.
В результате за счёт автоматизации и упрощения, абстрагирования части базовых технических процессов не обязательно разрабатывать алгоритмы и писать код для создания нового продукта. В результате компания может создавать цифровые продукты и вести бизнес онлайн.
«Теперь можно привлекать к запуску приложений сотрудников бизнес–департаментов и ускорить реализацию цифровых инициатив. Это также серьёзная экономия: средняя зарплата middle–разработчика в России составляет от 180 до 220 тыс. рублей. Содержать большой штат таких специалистов может позволить себе далеко не каждый бизнес», — говорит Дмитрий Махлин.
Инвестиционный потенциал
По данным специалистов Gartner, на рынке сейчас насчитывается более 300 решений. По прогнозам Forbes, больше половины разработок приложений через 9 лет будет связано с low–code продуктами, а объём рынка этих решений может составить $187 млрд. Сейчас, по данным Gartner, только 25% разработок задействуют эту технологию.Low–code решения пользуются большим вниманием инвесторов. Месяц назад Leta Capital и Altair Capital поучаствовали в инвестиционном раунде в $10 млн, который подняла американская платформа Prodly. Платформа помогает автоматизировать цикл разработки и на 30% снижает риск ошибки в коде.
«Бизнес–ангелы Николай и Марина Давыдовы в октябре вместе с другими инвесторами из Angelsdeck вложили $1 млн в российский проект WeLoveNoCode — маркетплейс для предпринимателей, который позволяет тестировать бизнес–гипотезы и разрабатывать сайты и приложения без кода. Запрос на автоматизацию продолжит расти как у нас, так и во всём мире, так как задачи усложняются и их надо решать быстро», — объясняет Елена Волотовская, вице–президент по инвестициям ГК Softline, глава корпоративного венчурного фонда Softline Venture Partners. Компания сейчас оценивается в $12,5 млн.
Где и кому пригодится
Олег Громов, генеральный директор IT–продакшна Extyl, рассказывает, что применение low–code помогает компании, когда нужно быстро решить какую–то задачу, проверить гипотезу или очень быстро среагировать на какие–то резкие внешние изменения. Новые сервисы при помощи low–code можно создавать быстро и довольно просто, будто играя в кубики.
«Хотя мы сами разработчики, когда нам нужно быстро запустить и анонсировать какую–то активность, сделать простой и быстрый лендинг — мы используем low–code. Благодаря этой технологии нам удалось в короткие сроки разработать страницу корпоративной IT–регаты», — приводит Олег Громов пример из практики. Он поясняет, что с помощью low–code можно запустить магазин буквально за неделю, чтобы протестировать, будет ли востребован рынком новый товар.
«Как итог — вместо большой и сложной работы по запуску магазина получаем быстрый и эффективный способ тестирования продукта», — подчёркивает он.
Одна из самых больших ошибок основателей стартапов — долго выводить минимально жизнеспособный продукт (MVP) на рынок и не показывать его пользователям.
Команда проектирует продукт, разрабатывает множество функций, тестирует его на фокус–группе и дорабатывает решение — в итоге разработка может занимать больше 8 месяцев и при этом не гарантировать попадание в целевую аудиторию.
«С помощью low–code можно разработать приложение в 5–10 раз быстрее, чем на обычном коде. Дело в том, что все приложения на 80% состоят из одних и тех же модулей: регистрация, личный кабинет, меню, каталог, карта, оплата, корзина и так далее. С low–code вы просто переиспользуете эти модули, кастомизируете их, а уникальные функции пишете на коде», — говорит Григорий Бочкарёв, сооснователь студии low–code разработки ZeroToOne. Студия помогает стартапам создавать прототипы продуктов без больших вложений в разработку.
В итоге на создание MVP предприниматели тратят не полгода–год, а 1–2 месяца, оперативно собирают обратную связь, гибко перестраивая гипотезы, продукт или монетизацию.
«Low–code идеально подходит для e–commerce, маркетплейсов, edtech, dating apps, любых приложений с каталогами (медитации, фитнес, галереи). Большие корпорации тоже используют преимущества low–code, поэтому «Яндекс», Сбербанк, МТС активно идут в это направление, нанимают разработчиков или заказывают разработку в студиях», — говорит Григорий Бочкарёв. Впрочем, отсутствие кода привлекает не только стартапы. В «Корус Консалтинг» объясняют, что область применения low–code набирает популярность и востребована в госсекторе, сфере финансовых услуг и транспорта.
На любой вкус
В «Леруа Мерлен Восток» отметили, что используют low–code практически повсеместно. В головной компании разработали своё решение — low–code платформу для создания и управления API и микросервисами Platformeco.
Она, например, задействована в бэкенд–приложении для сотрудников магазинов и в бэк–офисе, помогает компании выполнять закон об обязательной маркировке товаров, обновлять ERP–монолит (так называется комплексное решение для управления ресурсами предприятий). Creatio (российскую программу из квадранта Gartner) компания тоже использует, к примеру, для реализации поддержки бизнес–пользователей в магазинах.
В практике студии разработки ZeroToOne была задача создать платформу для edTech–стартапа Dizz.tv, в рамках которого стримеры обучают детей программированию в игре Minecraft. Нужно было разработать MVP платформы, на которой были бы трансляции, чат для учеников, квизы, домашние задания, а также рейтинг учеников.
«От идеи до первых продаж прошёл 1 месяц, далее ребята дорабатывали платформу в течение 3 месяцев, набрали 200 учеников, успешно проверили гипотезу продукта и вышли на рынок США. Если бы такую платформу писали на коде — это заняло бы минимум 5 месяцев до первого релиза. Да, были некоторые ограничения, но для MVP этого оказалось достаточно», — поясняет Григорий Бочкарёв.
«КОРУС Консалтинг ДМ» (компания владеет продуктом «Спутник ECM») использует принципы low–code — гибкие решения с широкой функциональностью, большой производительностью, набором интеграционных модулей, которые при необходимости можно настроить в интерфейсе–конструкторе в основе систем ECM (управление корпоративным контентом), СЭД (автоматизация документооборота) и BPM (управление бизнес–процессами).
Чтобы продемонстрировать масштаб и потенциал low–code подхода, Михаил Грибов, управляющий партнёр ГК IT Expert, приводит в пример одну из российских вертикально интегрированных нефтяных компаний, входящую в топ–3 по объёмам добычи и переработки нефти.
«За год внедрения комплексной системы IT–управления с применением смешанного agile–подхода, технологий low–code, систем BPM, CI/CD (технологии автоматизации тестирования и доставки новых модулей разрабатываемого проекта всем заинтересованным участникам. — Ред.) удалось не только снизить санкционные риски, но и в среднем на 40% снизить непроизводственные потери. А также оптимизировать трудозатраты службы поддержки, сократить простои по причине нехватки мощностей и так далее. Данный подход позволяет получать эффект после первого MVP и полностью отбить инвестиции ещё до завершения проекта», — говорит эксперт.
12 амбассадоров
Международное исследовательское агентство Gartner ежегодно публикует рейтинг low–code платформ, который определяет ключевых игроков в данной категории ИТ–рынка.
«Из сотен претендентов в Magic Quadrant for Enterprise Low–Code Application Platforms (LCAP) 2021 вошли всего 12 платформ: Appian, Creatio, Kintone, Mendix, Microsoft, Newgen, Oracle, OutSystems, Pega, Quickbase, Salesforce, ServiceNow. — отмечает Михаил Грибов. — Из них на российском рынке наиболее популярна платформа Creatio».
Это единственная российская платформа, входящая в международный рейтинг Gartner. На базе этой платформы разработаны сотни программных решений и расширений. «Компании могут выбрать уже готовые решения для HR, документооборота, продаж, маркетинга, подобрать необходимые коннекторы к системам мониторинга, телефонии, подключить инструменты омниканальности и чат–боты», — говорит Михаил Грибов.
«Несмотря на преимущества, на данный момент технология никак не меняет бизнес интеграторов и вендоров, кроме того что на рынке появляются low–code платформы», — уточняет Олег Громов. Это, например, integromat, airtable, glide, zapier, adalo.
Григорий Бочкарёв выделяет четыре наиболее популярные платформы на рынке: Bubble, Directual, FlutterFlow и WebFlow. Последний инструмент основали российские предприниматели, он позволяет делать лендинги, подходящие для SEO–вёрстки.
«Универсальный и самый популярный конструктор — Bubble. Это сервис для создания веб– и мобильных приложений. На нём также можно писать серверную часть и базу данных», — отмечает предприниматель.
Не панацея
Low–code разработка — это не временная мера для преодоления разрыва между спросом на профессионалов в сфере IT и возможностями рынка. Это глобальный тренд, который быстро набирает силу. По прогнозам Gartner, уже через пару лет более 65% приложений можно будет отнести к Low Code. А к 2025 году — 70% разработок.
Впрочем, это не значит, что так называемые гражданские разработчики смогут полностью заменить IT–отделы в компаниях. Сложные системы, которые работают с критически важными для бизнеса данными, останутся в ведении IT–департаментов. «Другое дело, что любители вполне могут развернуть IT–инструменты для собственного использования. Правда, для этого надо выстроить эффективную систему управления изменениями. Иначе бизнес рискует получить десятки новых IT–продуктов, хаотично встроенных в текущую IT–инфраструктуру и лишь усложняющих работу сотрудников», — подчёркивает Дмитрий Махлин.
Олег Громов объясняет, почему low–code не может стать универсальным решением для бизнеса. Его команда должна была внедрить калькулятор для логистической компании. Система, если упрощать, была похожа на программу Excel в онлайне.
«В ней необходимо было написать формулы, из которых система делала расчёты. И всё же при разработке столкнулись с множеством ограничений: как у самой платформы, так и у дизайна, и юзабилити. То есть low–code — это оперативное и простое решение, но оно достаточно сильно ограничено в плане функционала», — поясняет эксперт.
У технологии есть свои ограничения. Например, с помощью low–code нельзя создавать продукты с применением AI, AR / VR и блокчейн–технологий, разрабатывать игры и создавать сложную анимацию. «Но даже в этих случаях можно вынести отдельные модули на код, а основу написать, используя low–code. К примеру, модуль регистрации во всех приложениях одинаковый — его реализуем на low–code. А алгоритм подбора товара под интересы пишем на коде», — приводит пример Григорий Бочкарёв.
«Low–сode становится альтернативой традиционной разработке программного обеспечения. Основа low–code–подхода — визуальные интерфейсы. Пользователи, не обладающие знаниями программирования или процессов разработки ПО, с лёгкостью настроят или модифицируют приложения. Подход ускоряет создание, изменение и настройку систем и приложений, снижает затраты на реализацию, развёртывание, внесение изменений и доработку. Изменения производят бизнес–аналитики или уполномоченные специалисты, тем самым потребность в разработчиках для корректировок бизнес–требований в low–code минимальна» - Александр Аксельрод, генеральный директор «КОРУС Консалтинг ДМ».
«В Европе мы видим очень активный интерес к low–code–технологиям, Россия сильно отстаёт: ещё не хватает доверия, дело — в низком проникновении облаков, недостаточной вовлечённости менеджмента в IT–проблематику и раздутых IT–департаментах предприятий. Однако мы видим тенденции к изменениям: потребности бизнеса стали сильно и многократно обгонять возможности IT. Менеджмент начинает всё больше считать юнит–экономику, развиваются облака, приходит понимание, появляются успешные бизнес–кейсы на рынке, вскоре придёт и широкое доверие к технологии. На мой взгляд, на это потребуется 3–4 года. Хотя low–code появился задолго до своего бума и этого названия. BPM–решения, интеграционные платформы и генераторы лендингов (например, Tilda, Wix) уже достаточно активно использовались лет пять назад», - Александр Бондарик, руководитель интеграционной и low–code платформ «Леруа Мерлен"
в Telegram