В 2023 году российский рынок систем управления складом (WMS) продолжает претерпевать заметные изменения, отражая важные экономические и технологические тенденции. Понятие импортозамещения становится неотъемлемой частью стратегий компаний, что оказывает влияние на выбор решений в области WMS. С уходом иностранных вендоров открывается возможность для развития отечественного ПО, что, в свою очередь, способствует повышению конкурентоспособности российского рынка. Пройдя через сложный 2022 год, предприятия продолжают изучать и анализировать прошедшие и предстоящие изменения на рынке.
Рост рынка систем WMS в 2022 году на 25%
Говоря о развитии рынка в прошлом году, опрошенные TAdviser эксперты упоминают импортозамещение как главную причину изменений и роста.
В 2022 году на развитие рынка повлияли несколько ключевых факторов. Одним из основных драйверов роста стало, конечно же, импортозамещение, однако значительное влияние оказали и сделки по слияниям и поглощениям (M&A). Эти стратегические шаги позволили компаниям укрепить свои позиции на рынке, объединить ресурсы и экспертизу. Помимо этого, удорожание стоимости рабочей силы на складах также было важным фактором, связанным, в частности, сокращением числа мигрантов, которые ранее составляли значительную долю рабочей силы в логистической сфере. Уменьшение этой категории рабочих привело к повышению конкуренции на рынке труда и, как следствие, к росту стоимости рабочей силы.
По данным TAdviser объем рынка систем управления складом (Warehouse Management System, WMS) по итогам 2022 года увеличился на 25% и достиг 3,1 млрд рублей. Мнения опрошенных TAdviser экспертов разделились, но в целом они склоняются к тому, что в денежном выражении объем этого рынка может составлять порядка 3-4 млрд рублей при динамике от 20 до 40%.
«Два наиболее значимых события 2022 года на рынке WMS это, во-первых, уход большинства зарубежных вендоров, второе - массовый переход на российские решения, что существенно увеличило емкость рынка для российских компаний и обеспечило им серьезный потенциал развития на долгие годы», — добавил Дмитрий Блинов, основатель и управляющий директор ГК LogistiX.
Несмотря на то, что 2022 год стал тяжелым для рынка WMS, тот смог приспособиться и сохранить качество на прежнем уровне. Далеко не последнюю роль в этом сыграли действия Правительства и Минцифры: по словам Артема Долгих, директора по развитию бизнеса AXELOT, ключевое влияние на итоги оказала именно их последовательная поддержка всей ИТ-отрасли, когда ИТ-компаниям дали возможность продолжать заниматься тем, что они лучше всего умеют делать.
Ситуация на рынке WMS в 2023 году
Тенденции 2022 года остаются на рынке и в 2023 году. Количество запросов на смену зарубежных WMS не только не уменьшилось, но и продолжает расти. Эксперт GTLogistics, генеральный директор компании Иван Денисов, отметил, что компании, занимающиеся логистикой, оценили итоги прошлого года, и многие из тех, кто не увидел существенного увеличения объема бизнеса, осознали, что необходимо развиваться и всерьез задумались над внедрением WMS.
«Мы видим, что на первый и второй кварталы 2023 года было запланировано достаточно много внедрений складских систем, расходы на это были заложены в бюджеты. На рынок могут повлиять геополитические факторы, но если существенных изменений не будет, этот год будет хорошим для российских вендоров в плане дальнейшего роста бизнеса», — добавил он.
Эксперты также отмечают, что на рынке все еще не установился баланс спроса и предложения. Российская ИТ-отрасль развивается крайне активно, и появляется все больше клиентов с запросом на автоматизацию процессов, и количество запросов превышает возможности всех имеющихся российских интеграторов. Это создает плодородную почву как для развития новых предприятий, занимающихся автоматизацией, так и для ИТ-области в целом.
Большинство экспертов соглашается в том, что рост рынка WMS в 2023 году сохранится на уровне 20-30%. В этом случае, по данным TAdviser, по итогам года объем рынка может достичь отметки в 3,7-4 млрд рублей.
«Рынок 2023 года предполагает рост, и те компании, которые приложили усилия к формированию масштабируемой структуры – активно используют этот период. Мы вкладываем немалые средства в методологию, что позволило нам вырасти на этом фундаменте более, чем на 50%, - отметил Дмитрий Блинов, управляющий директор ГК LogistiX.
в Telegram