Переход на удаленку стал шоком для работодателей
Впрочем, те компании, которые сумеют грамотно организовать работу вне офиса, в посткризисное время получат конкурентное преимущество.
Около 80% россиян, по данным hh.ru, перешли на домашний режим работы из-за распространения коронавируса. Переход на удаленку был резким, что повлекло за собой трудности как технологического, так и управленческого характера. Далеко не все компании смогли быстро развернуть виртуальный офис и сразу составить единые и понятные даже возрастным сотрудникам инструкции, как пользоваться новыми инструментами и не стать жертвами хакеров.
Прежде всего работа вне офиса потребовала от работодателей обеспечить удаленный доступ в корпоративную сеть, организовать совместную работу с документами и контроль результатов, настроить связь. Из-за коронавируса руководителям и рядовым сотрудникам пришлось экстренно разбираться в настройках сервисов видеоконференций, платформ для виртуальных встреч и консультаций, штудировать ПО для управления проектами и системы учета рабочего времени сотрудников.
«Поиск наиболее эффективных инструментов занял время. Опробовали много сервисов, в итоге нашли наиболее подходящие. Затраты на них в среднем составляют около 35 тыс. рублей в месяц, – рассказывает руководитель сети коворкингов Names Антон Утехин. – Это таск-менеджеры, облачные хранилища, мессенджеры и другие инструменты, которые помогают организовать работу для команды из 20 человек».
На переход на работу из дома из-за COVID-19 обратили внимание хакеры. «С начала пандемии резко увеличилось количество вредоносных файлов с названием сервиса для видеоконференций Zoom – их запуск автоматически устанавливает печально известное приложение PUA InstallCore на компьютер жертвы, что может приводить к появлению дополнительного вредоносного программного обеспечения, – говорит технический директор поставщика решений в области кибербезопасности в России и СНГ Check Point Software Technologies Никита Дуров. – Кроме того, обнаружены сайты, имитирующие Google Classroom и Google Hangouts».
Мониторинг актуальных угроз, проведенный компанией Positive Technologies, показал, что число сетевых узлов в России, доступных по протоколу удаленного рабочего стола (RDP), за март увеличилось на 9% и составило более 112 тыс. Минимум 10% таких ресурсов уязвимы для ошибки безопасности BlueKeep, которая позволяет взломщику получить полный контроль над компьютером на базе Windows. И это не единственное слабое место удаленки.
Переговоры на кухне
«Основная ошибка тех, кто поторопился перевести коллектив, лежит не в технологической, а в управленческой плоскости. При работе дома неизбежно теряется фокус внимания. Это решается переходом на план–факт и ежедневный контроль результата. Но в итоге существенно возрастает управленческая нагрузка на все уровни менеджмента», – отмечает руководитель «Комфортел» Дмитрий Петров. «Удаленка вскрывает все несовершенства текущих бизнес–процессов: от постановки задач и совместного обсуждения до согласования решений на всех уровнях и контроля за их выполнением», – продолжает заместитель директора по маркетингу ГК «КОРУС Консалтинг» Ксения Рабинович. «Начинать нужно было с подготовки людей. Как минимум объяснить, как соблюдать баланс личного и рабочего времени», – говорит директор по работе с персоналом «ВымпелКом» Сергей Страхов.
Хаос в задачах усиливается хаосом дома, который в одночасье из надежной крепости превратился в безумный коворкинг. Из которого никуда не уйти. Трудиться в квартире, где в это же самое время работает вторая половина, стонут от учебы дети и терзается от новостей старшее поколение, – вызов не для слабонервных. Мало у кого есть отдельный кабинет или хотя бы чулан: в итоге летучки и ключевые переговоры проходят в ванной. В полном соответствии с рекомендациями о том, что импровизированный офис должен закрываться изнутри. Также сложно исключить внешние раздражители – объяснить семье, что нахождение дома не равно отдыху.
Ведущий консультант кадровой компании Ancor Владимир Фадеев предупреждает – рабочее место дома должно принадлежать одному и только одному человеку: «Это должно быть пространство, организованное исключительно для эффективного выполнения задач, поэтому надо перенести все нерабочие задачи вроде просмотра сериалов в другие части квартиры». Согласно данным hh.ru, в основном сотрудники жалуются не на необходимость работы без отрыва от семьи, а на отсутствие дома подходящей и комфортной мебели для полноценного рабочего места (44%). Еще 31% хотел бы более мощные компьютеры и ноутбуки, а 23% в первую очередь недовольны скоростью интернета.
Екатерина Кондратьева советует прописать внутри компании единые правила для удаленной работы, которые будут регламентировать все процессы, например, как быстро надо отвечать на сообщения коллег. «В течение дня руководителю надо проводить с командой один-два обязательных видеозвонка по заранее определенному графику. Это критически важно, чтобы коллеги были в визуальном контакте и «не теряли человеческий облик»», – добавляет Вадим Фадеев.
На какие только ухищрения ни пускались компании, чтобы сохранить у коллектива ощущение общности: встраивали гимнастику в рабочий день, устраивали совместный просмотр кино с обсуждением, заказывали вино с доставкой, чтобы в означенный час собраться на совместную онлайн-дегустацию.
Впрочем, большой части бизнеса не до этого: не утонуть бы. Когда офисы снова оживут и заполнятся людьми – остается только гадать.
«Нас ждет рост безработицы. А значит, на рынке труда будет больше доступных для найма талантливых и способных», – полагает Дмитрий Петров. «То, что мы видим сегодня, это конец эпохи клерков. После преодоления пандемии компании поймут, что удаленка может быть эффективным форматом работы и поэтому смысла переплачивать условному Васе за то, что он будет мотаться в офис и обратно, нет, а значит, можно набрать толковых и замотивированных ребят в условных Пензе и Саратове, – предполагает руководитель компании Pr Kit Илья Китов. – Прогнозирую, что зарплаты удаленщиков и офисников выравняются. Сейчас первым почему-то принято платить меньше».
Источник: «Деловой Петербург»
в Telegram