Бюджет национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 года может превысить 3,5 трлн руб. — такая цифра, как ранее писал РБК, была упомянута в проекте документа, подготовленного в Минкомсвязи. Больше всего бюджетных средств потребуется на развитие инфраструктуры, цифровизацию государственных услуг и здравоохранение. Расчеты министерства наглядно иллюстрируют масштаб затрат, на которые готово пойти государство во имя тотальной цифровизации жизни страны.
Низкое качество — от молодости технологий
Цифровые среды создают пользователям различные риски. Одни из них связаны с нестабильным, а то и откровенно низким качеством услуг. Претензий у пользователей довольно много — это и неудобные сайты, и зависание сервисов, и обрывающаяся связь, и вирусы, и кража персональных данных и т. д. и т. п.
Вадим Кудрин, руководитель направления инфраструктурных решений департамента ИТ-аутсорсинга «КОРУС Консалтинг», не видит в этих проблемах ничего особенного. «Сбои в работе сервисов, естественно, есть, как в любой информационной системе. Они в основном связаны с эволюцией решений, новой функциональностью. Нововведения и изменения влияют на уже существующую архитектуру продукта — это норма развития цифровых сервисов. И такое поведение наблюдается как у государственных, так и у коммерческих систем», — утверждает эксперт.
В принципе, все это обусловлено, как считает Виталий Власов, тем, что цифровые технологии находятся в начале пути развития, и требовать, чтобы все работало идеально, было бы неправильно. «У нас сейчас завышенные ожидания, что все будет работать идеально. Нужно время, и я уверен, что через 10 лет многие проблемы забудутся. Со временем технологии решат эти проблемы», — считает эксперт.
То обстоятельство, что в цифровом государстве качество во многих случаях ниже, чем в цифровом обществе, он объясняет по большому счету низкой ответственностью чиновников. «Если частник плохо разработал ПО для государства, виноват не частник. Если бы зарплата чиновников зависела от работоспособности сервисов, наверное, они бы работали лучше. Но поскольку это не так, то мы получаем то, что получаем», — считает Виталий Власов.
Впрочем, для объективной оценки уровня цифровых сервисов в России нужно сравнить их с аналогичными решениями за рубежом, полагает Валентин Макаров. «Для понимания уровня качества наших цифровых сервисов лучше всего сравнить с качеством аналогичных коммуникаций и работой аналогичных ИТ-систем в развитых странах. Окажется, что Россия находится в первых рядах и по тому, и по другому параметру сравнения. И везде есть большой простор для развития. Люди хотят совершенства, но его достижение всегда находится за горизонтом», — отмечает эксперт.
Пользователи усугубляют риски
По мнению как экспертов, так и большинства пользователей (судя по опросам), основные риски лежат в области информационной безопасности. «Умные городские сервисы — новое поле деятельности с большим количеством персональных данных и конфиденциальной информации. Из-за множества интеграций и доработок даже небольшая брешь может стоить очень дорого для тех, чьи данные утекут, — говорит Вадим Кудрин. — По данным Экспертно-аналитического центра InfoWatch за 2018–2020 годы, сохраняются тенденции роста доли утечек умышленного характера — и внешних, и внутренних. В связи с тем, что вывод продуктов на рынок происходит в короткие сроки, а квалифицированные специалисты по безопасности дорогие, это приводит к увеличению рисков наличия в системах уязвимостей, через которые можно получить доступ к персональным данным». Чаще всего и с наиболее неприятными последствиями для пользователей такими уязвимостями пользуются хакеры. Риски, которые они при этом создают, эксперты считают большой и серьезной проблемой.
Однако хакерам во многом помогают сами пользователи. «Безопасность цифровых технологий лежит не в государственном регулировании и не в программном обеспечении — это человеческий фактор. 90% хакерских атак происходят не через технические уязвимости, а через людей, — утверждает Виталий Власов. — Хакеры взламывают наши личные страницы через манипулирование человеком. Отправляют нам письмо, где выведывают у нас данные. Основная проблема того, что нас взламывают, — в нас самих. Люди еще недостаточно осведомлены о правилах информационной безопасности. Людей нужно обучать, что пароли должны быть сложными». Человеческий фактор работает и в другом аспекте. «У нас государство всегда оправдывается вопросом безопасности, но можно купить данные, которые государство взяло на хранение», — замечает Виталий Власов.
«Основным драйвером цифрового общества являются молодые новаторы. Госрегулирование убивает на корню любое изобретательство. Если мы хотим развития цифрового общества, мы должны дать свободу людям, которые придумывают нужные обществу сервисы», — уверен Виталий Власов
Источник: РБК+
в Telegram