Компания будет продавать бизнес-клиентам сервисы речевой и текстовой аналитики, а также ИИ-ассистентов.
Петербургский оператор ИТ-решений «Обит» запустил проект по разработке сервисов на основе искусственного интеллекта (ИИ) для бизнес-процессов предприятий. Компания планирует инвестировать в него 150 млн руб. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказал генеральный директор Андрей Гук.
«На первом этапе запланированной инвестиционной линии предусматриваются вложения в размере 150 млн руб. Далее будем смотреть на успешность пилотных проектов, динамику развития направления», — рассказал Гук.
По его словам, среди продуктов на базе ИИ, которые «Обит» собирается продавать бизнес-клиентам, – сервисы речевой и текстовой аналитики и ассистенты под разные задачи: интеллектуальные суфлеры, диалоговые тренажеры для обучения сотрудников, а также чат-боты на базе ИИ и ИИ-база знаний. Как отметил Гук, ожидается, что первые решения будут внедрены в бизнес-процессы клиентов уже в этом году. Между тем названия потенциальных покупателей в компании не раскрывают до завершения проектов.
Как объяснили в пресс-службе «Обит», речевая аналитика позволяет автоматизировать контроль качества обслуживания в голосовых и текстовых каналах, охватив 100% обращений. Такие решения планируют внедрить, например, для сети аптек, чтобы происходил контроль за фармацевтами во время продаж лекарств по рецепту. Для организации в банковском секторе разрабатывается ИИ-тренажер для менеджеров по продажам. В планах у компании также предоставить собственные решения для обслуживания клиентов в транспортном секторе.
Что касается суфлеров, то они необходимы для повышения эффективности работы операторов и снижения вероятности некорректной консультации клиента. Цифровые тренажеры способны эмулировать поведение человека и их можно использовать для отработки сценариев с потенциальными клиентами. ИИ-база знаний собирает и анализирует большие объемы информации с разных ресурсов, чтобы предоставить сотрудникам простой ответ в текстовой форме. Для реализации проекта «Обит» заключил стратегические партнерские соглашения с крупными игроками рынка ИИ: «Яндексом», «Сбером», 3itech, Just AI, Naumen и рядом других компаний.
«Искусственный интеллект не является универсальным решением для всех бизнес-задач, но при его грамотном применении позволяет существенно повысить эффективность процессов и автоматизировать рутинные операции», – рассказал заместитель гендиректора по стратегическим проектам «Обит» Михаил Телегин.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что рынок искусственного интеллекта в России еще только формируется, и новым игрокам на фоне «низкого порога» войти в эту нишу не сложно. Однако ключевым вопросом остается экономическая эффективность внедряемых ИИ-решений.
Директор по инновациям компании «ДАР» (ГК «Корус Консалтинг») Авенир Воронов рассказал, что со стороны бизнеса более 50% запросов приходится как раз на такие решения, которые предлагает «Обит».
В целом по России те или иные технологии на базе ИИ уже используют более трети предприятий из ключевых отраслей экономики, например, обрабатывающая промышленность, машиностроение, ритейл и т. д., а в финансовом секторе – более половины компаний. Это уже своего рода норма.
Как сообщала «Российская газета» со ссылкой на данные конференции «АКПО-Конф», в 2024 г. объем российского рынка искусственного интеллекта составил, по разным оценкам, 130-305 млрд руб. В этом году российский рынок ИИ-решений может вырасти до 1 трлн руб. При этом в топ-3 игроков рынка входят «ВКонтакте», «Яндекс» и «Газпромнефть-цифровые решения».
Коммерческий директор компании «Код безопасности» Федор Дбар подчеркнул, что хоть рынок динамично развивается, главное – найти потенциальных потребителей, для которых предлагаемые ИИ решения не только трансформируют бизнес-процессы, но и будут приносить прибыль. «Сейчас нельзя точно сказать, насколько подобные ИИ-системы будут востребованы именно для бизнеса. То есть для конкретных отдельных пользователей они весьма полезны, но пока вызывает вопросы возможность монетизации таких продуктов и вероятность их внедрения в бизнес-процессы», – прокомментировал он.
Генеральный директор интегратора искусственного интеллекта INTO Иван Павлович добавил, что реальный эффект от внедрения ИИ-решений будет достигаться в том случае, когда автоматизация процессов позволит компаниям больше зарабатывать, а не сокращать «пару сэкономленных ставок на сотрудниках». По его словам, предлагаемые «Обитом» решения являются наиболее простыми, дешевыми и универсальными в применении.
Другая проблема развития решений в сфере ИИ – конкуренция как с крупными игроками на российском рынке, так и с иностранными компаниями, считает операционный директор Softline Digital (ГК Softline) Максим Егоров. «Заказчики часто сталкиваются с тем, что отечественные аналоги западных решений еще не всегда дотягивают по качеству, а доработка требует времени и ресурсов», – рассказал он.
Эксперты также отмечают, что в сфере ИИ-разработок характерна и общая для рынка проблема – дефицит кадров. Потребность в них по мере развития отрасли будет только возрастать. По оценке главы Минцифры Максута Шадаева, до 2030 г. в ИТ-отрасль потребуется привлечь около 700 000 разработчиков.
Руководитель проектов платформы «Сфера» (ИТ-холдинг Т1) Вячеслав Борисов добавил, что для развития решений на базе генеративного искусственного интеллекта требуется большой объем дорогостоящих вычислительных мощностей. «Нередки случаи, когда стоимость внедрения ИИ-сервисов может оказаться дороже, чем следующая в течение нескольких лет экономия. Этим объясняется и третий барьер: ИИ подходит преимущественно для тех компаний, которые готовы инвестировать много и долгосрочно», – прокомментировал он.
в Telegram