Комментарии специалистов «КОРУС Консалтинг» о специфике автоматизации лизинговых компаний - в обзорном материале портала TAdviser
Какие бизнес-процессы лизинговой компании можно автоматизировать?
На рынке достаточно распространена практика комплексной автоматизации лизинга на базе специализированных решений. ИТ-компании производят доработки серийных продуктов на заказ или предлагают готовые коробочные конфигурации ERP и CRM систем специально для лизинга, в которые уже включены лучшие практики различных бизнес-процессов. Так, полноценная автоматизация в лизинговой компании может охватывать практически все ключевые бизнес-процессы, включая процесс продаж, рассмотрение сделки экспертными подразделениями (оценка, риски, юристы, безопасность), принятие решения по сделке, подготовка договорной базы, страхование, ведение налогового, управленческого, бухгалтерского и кадрового учета, расчет заработной платы, HRM, передача в лизинг, сбор лизинговых платежей, работа с проблемной задолженностью, работа с обращениями; работа с поставщиками, со страховыми компаниями, с агентами и другими контрагентами.
Лизинговые компании в соответствии с собственными приоритетами развития и в зависимости от текущей степени автоматизации выбирают различные горизонтальные и вертикальные решения. К их числу относятся как ERP-, CRM/хRM-решения, которые могут охватить большинство процессов, так и специализированные системы для автоматизации конкретных задач, например, проверки благонадежности клиента.
Существуют ли готовые решения для автоматизации лизинга? По каким критериям их выбирают?
Практически каждый серьезный интегратор имеет свои готовые ERP-решения, в то время как готовых CRM-решений для лизинга очень мало. Сегодня, в сложной экономической ситуации компании стремятся найти именно такие готовые продукты. Например, у «КОРУС Консалтинг» есть готовый продукт «КОРУС|CRM для лизинговых компаний», построенный на платформе Microsoft Dynamics CRM и успешно работающий в компании АО ВТБ Лизинг вот уже почти 3 года. Отличие такого продукта от серийной CRM-системы заключается в том, что в нем изначально заложены лучшие отраслевые практики, готовая модель данных и бизнес-процессы, характерные именно для лизинга.
Каковы сроки автоматизации лизинговой компании?
Срок внедрения средств автоматизации зависит от того, каковы масштабы проекта. Также играет роль выбор средств автоматизации. «Внедрение единой ERP может занять 8 – 14 месяцев. При этом внедрение правильнее вести по классической методологии, которая будет выглядеть следующим образом: определение требований, системное проектирование, техническое проектирование и реализация и ввод в действие. Если компания федерального уровня со сложной организационной структурой и сложившейся практикой, то сроки и бюджет могут быть намного больше. И наоборот, если говорить про стартап, который нацелен на максимально быстрое получение результата, сроки могут быть меньше, а бизнес-процессы просто берутся из типовой ИС»,- рассказывает Иван Федоров, руководитель департамента ERP ГК «КОРУС Консалтинг».
Если говорить о внедрении CRM, то в нем наиболее заинтересованы лизинговые компании, занимающиеся розничным лизингом, поскольку в таких компаниях работает большое количество менеджеров по работе с клиентами, и компании важно обеспечить единый процесс продажи для всех сотрудников.
Специализированные решения в данном случае внедряются намного быстрее. Как отмечают в «КОРУС Консалтинг», «КОРУС|CRM для лизинговых компаний» было запущена в АО ВТБ Лизинг всего за 2,5 месяца. «Если бы мы строили такую систему с нуля на любой платформе, время внедрения растянулось бы до 8-10 месяцев», - считает Василий Новиков, заместитель генерального директора ГК «КОРУС Консалтинг».
Каков порядок стоимости автоматизации? От чего она зависит?
Стоимость автоматизации лизинга зависит главным образом от глубины автоматизации. По данным «КОРУС Консалтинг», автоматизация процесса продажи – от сбора информации о клиенте до процесса принятия решения о сделке – будет стоить порядка 6-7 миллионов рублей. Автоматизация полного цикла лизинговой сделки – до передачи предмета лизинга клиенту - обойдется компании уже в 15-20 миллионов рублей. Однако, при покупке коробочного решения не нужно оплачивать дополнительную настройку, и поэтому весь проект может стоить заказчику как минимум в 2 раза дешевле. Если говорить об автоматизации всего предприятия, то сумма будет варьироваться от 20 до 30 миллионов рублей. Однако, при покупке коробочного решения не нужно оплачивать дополнительную настройку, и поэтому весь проект может стоить заказчику как минимум в 2 раза дешевле.
С какими информационными системами нужно интегрировать средства автоматизации лизинга?
Например, для CRM-решения основные системы, с которыми нужно интегрироваться: лизинговый калькулятор (возможна реализация калькулятора непосредственно в CRM, в таком случае интеграция не требуется), ERP в части обмена информацией по контрагентам, договорам и платежам, портал, система скоринга / проверки благонадежности/БКИ. При внедрении единой ERP системы, как правило, удается значительно сократить количество интеграций со смежными системами.
Какого эффекта можно добиться с помощью внедрения?
Измерение результата зависит, в первую очередь, от целей проекта. Если компания бурно развивается, открывает новые точки и работает на массовом рынке, хочет обслуживать как можно больше клиентов и ускорить процесс согласования, то основными метриками для автоматизации будет среднее время на принятие решения по лизинговой сделке, среднее количество сделок, которое ведет одна «точка» в месяц. Если необходимо решить проблему массовых ошибок, принятия неверных решений по выдаче сделок, то важнейшим блоками будут «скоринг» и документооборот, их гибкость, удобство в использовании, что в конечном счете приведет к повышению качества лизингового портфеля (снижение просрочек, досрочных изъятий).
Есть и другие типовые задачи: повышение эффективности управления предметами лизинга, например, парка транспортных средств за счет сокращения издержек на ТО, страховки, ремонты; повышение финансовой стабильности организации за счет автоматизации процессов казначейства, кредитования, ценных бумаг – в этих случаях система поможет избежать кассовых разрывов и удерживать ликвидность на нужном уровне.
Материал опубликован на портале TAdviser в декабре 2015 г.
в Telegram