Из-за нехватки IT-кадров «Ростелеком» намерен в течение двух-трех лет автоматизировать разработку софта, аналитику данных и тестирование с помощью искусственного интеллекта (ИИ) на базе собственной платформы. С учетом того, что власти активно инвестируют в подготовку IT-кадров, а крупные компании внедряют ИИ, на рынке может возникнуть профицит кадров, что приведет к снижению зарплат, опасаются его участники. Зарубежные компании уже развивают практику замены части сотрудников нейросетями, сокращая персонал. В «Ростелекоме» обещают по завершении разработки проекта поделиться им с другими участниками рынка.
Старший вице-президент по IT «Ростелекома» (MOEX: RTKM) Кирилл Меньшов 25 сентября на планерной сессии «Вызовы технологического суверенитета», которая прошла в рамках конгресса «Подмосковные вечера», заявил, что из-за кадрового дефицита в отрасли компания планирует возместить часть недостающих IT-специалистов технологиями: «Нужна автоматизация труда разработчиков с помощью искусственного интеллекта, которая позволит снизить потребность в количестве персонала, мы в это активно идем. Этим надо заниматься сейчас, чтобы через два-три года получить результат».
В «Ростелекоме» уточнили, что идея относится к проекту «Лукоморье» (платформа полного цикла разработки ПО): решение будет закрывать разработку в том числе в области бизнес-анализа, проектирования, тестирования и создания документации. «Лукоморье» оператор анонсировал в середине июля, но тогда речь шла только об упрощении труда IT-специалистов. Глава Минцифры Максут Шадаев оценивал дефицит IT-кадров в РФ примерно в 500–700 тыс. человек.
В «Ростелекоме» обещают не увольнять и не замещать ИИ действующих сотрудников: «Сначала «Лукоморье» будет применяться в собственных проектах оператора, затем платформу планируется продавать другим компаниям, которые столкнулись с кадровым дефицитом»
Инвестиции в проект в компании не раскрыли. По оценке директора ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николая Комлева, подобная разработка «на старте» может обойтись «Ростелекому» в сумму от 1,5 млрд руб.
Гендиректор разработчика заказного ПО Only Кирилл Владимиров считает, что с учетом сложности задачи платформа может обойтись «в миллиарды рублей» только на этапе обучения нейросети, а для реализации «даже базовой версии (MVP) проекта с всевозможными сценариями может потребоваться более трех лет».
Разработки в области генеративного ИИ ведут и другие компании РФ. Так, Сбербанк, представивший генеративную нейросеть GigaChat, создал инструмент разработки и автодополнения кода GigaCode. Сервис для разработчиков на базе ИИ рассматривает и «Яндекс». Участники рынка уточняют, что пока такие инструменты могут лишь дописывать небольшие фрагменты кода.
Большую часть однотипной механической работы уже можно поручить специально обученным нейросетевым алгоритмам на базе Open Ai или ChatGPT, уточняет директор по работе с партнерами «РекФэйсис» Ирина Остроухова, но «полного исключения человека из IT-разработок в ближайшие годы ожидать не стоит». Разработка ИИ-модели также потребует появления новых профессий, связанных с управлением нейросетью, добавляет эксперт ГК «КОРУС Консалтинг» Светлана Вронская.
Но и людей может оказаться слишком много
Так, господин Владимиров опасается, что «с учетом больших вложений в вузы» в течение следующего десятилетия в РФ может возникнуть переизбыток IT-специалистов, к профициту кадров и снижению зарплат приведет и активное внедрение ИИ.
В марте американский банк Goldman Sachs опубликовал доклад, в котором прогнозирует, что генеративный ИИ может автоматизировать по всему миру около 300 млн рабочих мест. По прогнозу McKinsey, до 30% рабочего времени в США в ближайшее время может быть автоматизировано, в том числе за счет генеративного ИИ.
Есть конкретные примеры. В апреле облачный сервис DropBox объявил о сокращении около 500 человек — порядка 15% штата, которые будут замещены ИИ. В мае глава IBM Арванд Кришна сообщил, что компания намерена прекратить наем сотрудников на позиции, которые могут быть заменены ИИ. Таких в IBM, по словам господина Кришны, примерно 26 тыс. человек: «30% из них могут быть без проблем заменены ИИ и автоматизацией в пятилетней перспективе». Таким образом, под сокращение в IBM, где сейчас работает около 260 тыс. человек, могут попасть порядка 7,8 тыс. работников. Впрочем, по словам главы IBM, «общее количество сотрудников компании все равно растет». В июне американская Chegg, занимающаяся развитием технологий в области образования, сообщила о сокращении в ближайшее время 80 сотрудников, функции которых заменит ИИ,— это 4% штата компании.
в Telegram