Российские власти и граждане мечтают о появлении в стране отечественных Стивов Джобсов и Илонов Масков. Президент ГК «КОРУС Консалтинг» Александр Семенов в «Блогах «ДП» объясняет, что для этого требуется и почему именно сейчас — удачный момент.
Илон Маск упорно теснит в наших умах Стива Джобса. Противоречивый, но умный и пока удачливый предприниматель, успешные предыдущие стартапы и феноменальный PR-успех SpaceX и Tesla — все это сделало Маска новым примером для тысяч молодых предпринимателей по всему миру. Россия — не исключение. Единственная книга, которая полно рассказывает биографию Маска, — «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее» Эшли Вэнс — одинаково зачитывается до дыр молодыми создателями стартапов и владельцами устоявшихся бизнесов.
Основной вопрос, который приходил в голову мне при прочтении этой книги, — что мы в России можем сделать для того, чтобы подобные Маски появлялись у нас в стране? Мне кажется, что для этого нужны две составляющие.
Забудьте о локальном продукте
Конечно, идея проекта первична. То, что идея, суть успешного нового проекта, должна быть применима во всем мире, а не только на одной, ограниченной государственной границей территории, не нужно никому объяснять. Если мы возьмем один из самых успешнейших ИТ-проектов последнего времени — AliBaba, то очевидно, что с самого начала проект Джека Ма был обречен стать проектом мирового масштаба.
Поэтому молодым предпринимателям нужно сразу мыслить в категориях масштабности аудитории своего продукта или услуги. В условиях современной реальности, когда все границы открыты и информация безгранична, любой проект должен задумываться для всего мира, или по крайней мере для большого его региона. И тогда количество потенциальных пользователей сразу перейдет планку в 150 млн человек населения России, а станет экосистемой с миллиардом и больше покупателей.
Строим инфраструктуру вместе
Глупо считать, что из ниоткуда в России может появится полк Левшей. Левша был только один, а если мы хотим его мультиплицировать, нам опять нужно просить помощи государства. Чтобы такие люди, как Илон Маск, стали появляться в России, они должны понимать, что могут реализовать свою идею и вести бизнес именно в этой стране. Маск неслучайно переехал в Силиконовую долину. Он прекрасно понимал, что гениальной идее нужна стабильная и плодотворная инфраструктура, созданная для поддержки инноваций.
Мы в России не сможем построить инновационную экономику без развитой сети институтов развития, образовательных программ, финансовой поддержки стартапов и прочих составляющих. Безусловно, то что на этом рынке вообще происходят изменения, это отлично, но для инфраструктуры инноваций недостаточно одного Иннополиса, недостаточно грантов от Сколково и Фонда Бортника, недостаточно тренингов и курсов, систематически проходящих только в столицах.
И главное — только регулятор сможет такую инфраструктуру построить, создать единое информационное и рабочее поле для носителей новых технологических идей, представителей уже действующего бизнеса и государственных структур. В силу особого интереса к отечественному рынку ИТ и курса на импортозамещение, сейчас — очень правильный момент для того, чтобы этот процесс форсировать.
Сила Силиконовой долины и США в целом как центра притяжения любых новых идей и проектов, в том, что предприниматели видят на этой территории огромные возможности для самореализации, возможность сконцентрироваться на развитии проекта, получая по накатанной схеме инфраструктурную поддержку в самом широком значении этого понятия. Пока в России такой поддержки не будет, не надо ждать появления Илона Маска.
Материал опубликован в издании «Деловой Петербург» 21.03.2016.
в Telegram