Месяц назад завершили свою работу конференция и выставка «Информационные технологии в медицине» (Москва, 15 и 16 октября 2009 г.).
Научная программа конференции была организована под патронажем Министерства здравоохранения и социального развития РФ при участии Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Российской академии медицинских наук, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации, Департамента здравоохранения города Москвы, Министерства здравоохранения Московской области, Ассоциации медицинской информатики.
Вниманию участников «КОРУС Консалтинг» представил три медицинские информационные системы:
- Федеральная типовая медицинская информационная система (ФТМИС),
- Региональная информационная система мониторинга родовспоможения (РИСАР),
- медицинская информационная система «Интрамед»,
- и два доклада, которые состоялись на круглых столах конференции. Представители «КОРУС Консалтинг» принимали активное участие в пленарных заседаниях и тематических секциях конференции.
За два дня работы выставки и конференции стенд «КОРУС Консалтинг» посетили порядка 250 человек.
Делегаты из 15 региональных органов управления здравоохранением, ТФОМС и МИАЦ, представители ЛПУ, медицинских образовательных учреждений и частных клиник со всей территории Российской Федерации подробно знакомились с медицинскими информационными системами, заполняли анкеты и получали диск с материалами и демонстрационными версиями. Презентации на стенде «КОРУС Консалтинг» безостановочно шли на протяжении всей работы конференции.
«Наш стенд был одним из самых популярных: посетители проявляли интерес именно к свободному программному продукту – ФТМИС, передающемуся Минздравсоцразвития в ЛПУ безвозмездно. И для посетителей было важно, что ФТМИС может работать не только на Windows, но и на Linux-платформах», – отметил Геннадий Орлов, директор направления медицинских информационных систем «КОРУС Консалтинг».
В первый день работы выставки стенд «КОРУС Консалтинг» посетили О.В. Симаков, директор департамента информатизации Минздравсоцразвития, и Ю.Ю.Мухин, генеральный директор ООО КОНСЭФ, компании- устроителя конференции и выставки. Геннадий Орлов рассказал о текущих проектах внедрения Федеральной типовой МИС и Региональной информационной системы мониторинга родовспоможения. О.В. Симаков высказал мнение, что функции, реализованные в РИСАР, должны стать функциями региональной компоненты будущей информационной системы в здравоохранении – системный проект создания этой системы начнет разрабатываться МЗСР в ноябре-декабре 2009 года, а разработка и внедрение компонент системы – с 2010 года.
На круглом столе «Медицинские информационные системы. Разработка, внедрение, эффективный диалог разработчиков, заказчиков и регуляторов системы», который вел О.В.Симаков, некоторые делегаты высказывали мнение, что ФТМИС предназначена только для поликлиник. Г.Орлов взял слово и пояснил, что федеральная система разработана для медицинских учреждений всех типов – и для поликлиник, и для стационаров. Она была создана на основе реально эксплуатирующейся в поликлиниках МИС, которая не была внедрена в стационарах. В настоящее время ФТМИС внедряется в пилотных регионах, в первую очередь, именно в стационарных учреждениях – ЦРБ, ОКБ, городских больницах. К концу 2009 года, после завершения внедрений, будут подведены итоги проектов. В настоящее время наиболее активно процесс внедрения идет в нескольких регионах, проявивших инициативу по участию в апробации ФТМИС в стационарах.
В докладе был представлен опыт адаптации системы в различных регионах России к форматам и регламенту информационного взаимодействия ФТМИС с внешними системами, включая региональную систему расчетов за оказанную медицинскую помощь по ОМС, льготного лекарственного обеспечения и других.
В частности, на мнение, что система до того, как ее можно будет распространять в ЛПУ и рекомендовать к использованию, должна сначала пройти апробацию, Г.Орлов заявил, что ФТМИС уже эксплуатируется в Санкт-Петербурге продолжительное время. Это состоявшаяся и востребованная медиками система, которая не нуждается в апробации и может быть использована всеми ЛПУ уже сейчас.Своё выступление Геннадий Орлов построил на ответах на наиболее часто задаваемые вопросы по ФТМИС, которые компания «КОРУС Консалтинг» получает через свой сайт, по электронной почте, по телефону, в ходе многочисленных визитов в регионы и в ЛПУ.
«КОРУС Консалтинг», совместно с партнерами, до конца года планирует завершить ряд внедрений ФТМИС в стационарах, оценить результаты её использования, а также существенно развить функциональные возможности системы.
Региональные форматы информационного взаимодействия ЛПУ с ТФОМС, СМО, МИАЦ, ТОУЗ и другими организациями плохо документированы и есть ограничение их доступности со стороны региональных регуляторов, особенно – ТФОМС, что существенно усложняет свободный выбор МИС для ЛПУ. Необходимо обеспечить свободную доступность, открытость и полноту региональных форматов информационного взаимодействия.Своё выступление Геннадий Орлов завершил выводами, сделанными на основе опыта внедрения ФТМИС в официальных и инициативных пилотных регионах:
Для снижения затрат на адаптацию ФТМИС, как системы, принадлежащей МЗСР (а в перспективе – для других типовых МИС), под особенности отдельных регионов необходимо принять единые правила информационного взаимодействия (регламенты, форматы, справочники) МИС в ЛПУ с другими региональными системами.
В этот же день, 16 октября, состоялось выступление Артема Ваулина, менеджера по развитию бизнеса «КОРУС Консалтинг», с докладом «РИСАР: материнская и перинатальная смертность – от анализа причин к решению проблемы».
В рамках доклада был дан обзор и анализ причин материнской и младенческой смертности, рассмотрены возможности улучшения ситуации, в том числе, путём внедрения специализированных информационных систем, позволяющих «вести» будущую маму с момента постановки на учёт до родоразрешения, независимо от места её проживания и местонахождения медицинских учреждений, которые наблюдают за ходом беременности.
Статистические данные и факты, касающиеся уровня материнской и детской смертности в России и уровня качества деятельности отечественных служб родовспоможения, вызвали оживленную дискуссию, по итогам которой участники круглого стола согласились, что Региональная информационная система мониторинга родовспоможения (РИСАР), действительно, является эффективным инструментом снижения материнской и перинатальной смертности.
«Представители региональных органов управления здравоохранением отмечали крайнюю важность, актуальность и своевременность разработки и успешного функционирования РИСАР, как одного из системообразующих элементов мероприятий по снижению материнской, перинатальной и младенческой смертности в регионах и в стране в целом. Познакомившись с функциональностью системы, они отмечали глубокую и профессиональную проработку предметной области и ее отражение в реализации системы. Некоторые регионы непосредственно после окончания работы конференции связались с нами, чтобы более детально проработать возможность внедрения РИСАР в их регионах, – поделился результатами выступления и прошедших презентаций Артём Ваулин. – Мы рассчитываем, что под занавес 2009 года они вплотную подойдут к внедрениям. В начале 2010 года мы планируем провести всесторонний анализ эффективности эксплуатации РИСАР в Нижегородской области (первом регионе использования системы) и сообщить о достигнутых результатах».
Наряду с Федеральной типовой МИС и Региональной информационной системой мониторинга родовспоможения (РИСАР), посетители стенда «КОРУС Консалтинг» имели возможность познакомиться с медицинской информационной системой «Интрамед», внедряемой в крупных многопрофильных ЛПУ (разработка партнера компании «КОРУС Консалтинг» – ЗАО «Програмбанк»). МИС «Интрамед» не только объединяет в единую информационную среду административные, лечебно-диагностические, финансово-экономические и хозяйственные процессы ЛПУ и, тем самым, повышает эффективность деятельности отдельного медицинского учреждения, но и позволяет создать единое информационное пространство учреждений здравоохранения региона в целом – для решения задач здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации.
в Telegram