Коллаборации – это уже не новый тренд, ему около 5 лет. Однако, как в случае зарождения и развития любой новой тенденции на транспортном рынке, последний разделился на две половины: тех, кто верит и понимает, что сотрудничество действительно приносит положительный экономический эффект, и тех, кто все еще смотрит на чужой опыт и сомневается. В том, какие все же перспективы открывает перед логистикой мода на сотрудничество, помог разобраться Иван Глушаков, руководитель отдела Customer Success направления Supply Chain Design ГК «КОРУС Консалтинг».– Иван, задам наш традиционный вопрос: популярность коллабораций в цепях поставок – это временная мода или устойчивый долгосрочный тренд?
– Коллаборационное планирование – безусловный тренд, причем в долгосрочной перспективе. Более того, оно отвечает предпоследней стадии зрелости бизнес-процессов. Как только компания разобралась с эффективностью собственных цепочек поставок, она ищет экономическую эффективность в совместных и вместе со своими бизнес-партнерами пытается заработать там, где одному этого не сделать.
– Российский бизнес традиционно придерживается более закрытой модели сотрудничества. Удалось ли переломить эти убеждения и превратить конкурентов в партнеров? Или этот процесс только начался?
– Российский бизнес постепенно преодолевает традиционно закрытую модель работы и переходит к сотрудничеству. Сейчас первые шаги в коллаборации делают только те компании, которые осознают, что уже исчерпали большую часть своего внутреннего потенциала по оптимизации цепочек. Чтобы убедиться в необходимости этого, большинство игроков используют решения для оптимизации на постоянной основе. Остальная же часть «пелотона» пока находится на стадии работы с операционным планированием – прежде чем перейти к коллаборации, им предстоит пройти долгий путь.
– Как в принципе упомянутые тенденцию влияют на уровень конкуренции на рынке?
– Российский рынок пока в начале пути: до момента, когда такое планирование станет безусловным конкурентным преимуществом, компаниям еще далеко. Думаю, в скором времени мы увидим несколько ярких примеров коллабораций, в том числе в цепочках поставок. Однако первые результаты работы останутся за кадром – бизнесу важно убедиться в измеряемом эффекте, прежде чем тиражировать решение на других партнеров.
– Какими способами и насколько компаниям удается снижать свои затраты за счет коллаборации?
– Основные источники экономии – это избыточность цепочки поставок и синергетические направления в бизнесе. Приведу простые примеры. Использование общего парка позволяет сгладить волатильность спроса на контейнеры, а значит, увеличить доступность и уровень сервиса. А совместная аренда мощностей терминалов дешевле и гибче, чем отдельная для каждой компании. В совместных цепочках поставок товаров народного потребления, как правило, можно найти избыточное количество звеньев, когда бизнес может уйти от лишних перемещений, хранений и промежуточных «касаний» товара.
– Какие риски сопровождают подобную совместную деятельность?
– Главный риск – обмен чувствительной информацией при планировании, особенно если это касается коммерческих сведений. Эффективная совместная работа невозможна без общего понимания целей и выгод для обеих сторон, для этого требуется определенная степень доверия. И в этом плане компании стараются быть очень аккуратными.
И другой сложный вопрос – раздел бенефиций от найденной экономии. Этот вопрос сейчас остается основным для более развитых рынков Азии, Америки и Европы. Очевидно, что все стороны заинтересованы в получении большей части, поэтому только железобетонные договоренности на берегу могут упростить эту ситуацию и закрыть риски.
Источник: РЖД-Партнёр
– Коллаборационное планирование – безусловный тренд, причем в долгосрочной перспективе. Более того, оно отвечает предпоследней стадии зрелости бизнес-процессов. Как только компания разобралась с эффективностью собственных цепочек поставок, она ищет экономическую эффективность в совместных и вместе со своими бизнес-партнерами пытается заработать там, где одному этого не сделать.
– Российский бизнес традиционно придерживается более закрытой модели сотрудничества. Удалось ли переломить эти убеждения и превратить конкурентов в партнеров? Или этот процесс только начался?
– Российский бизнес постепенно преодолевает традиционно закрытую модель работы и переходит к сотрудничеству. Сейчас первые шаги в коллаборации делают только те компании, которые осознают, что уже исчерпали большую часть своего внутреннего потенциала по оптимизации цепочек. Чтобы убедиться в необходимости этого, большинство игроков используют решения для оптимизации на постоянной основе. Остальная же часть «пелотона» пока находится на стадии работы с операционным планированием – прежде чем перейти к коллаборации, им предстоит пройти долгий путь.
– Как в принципе упомянутые тенденцию влияют на уровень конкуренции на рынке?
– Российский рынок пока в начале пути: до момента, когда такое планирование станет безусловным конкурентным преимуществом, компаниям еще далеко. Думаю, в скором времени мы увидим несколько ярких примеров коллабораций, в том числе в цепочках поставок. Однако первые результаты работы останутся за кадром – бизнесу важно убедиться в измеряемом эффекте, прежде чем тиражировать решение на других партнеров.
– Какими способами и насколько компаниям удается снижать свои затраты за счет коллаборации?
– Основные источники экономии – это избыточность цепочки поставок и синергетические направления в бизнесе. Приведу простые примеры. Использование общего парка позволяет сгладить волатильность спроса на контейнеры, а значит, увеличить доступность и уровень сервиса. А совместная аренда мощностей терминалов дешевле и гибче, чем отдельная для каждой компании. В совместных цепочках поставок товаров народного потребления, как правило, можно найти избыточное количество звеньев, когда бизнес может уйти от лишних перемещений, хранений и промежуточных «касаний» товара.
– Какие риски сопровождают подобную совместную деятельность?
– Главный риск – обмен чувствительной информацией при планировании, особенно если это касается коммерческих сведений. Эффективная совместная работа невозможна без общего понимания целей и выгод для обеих сторон, для этого требуется определенная степень доверия. И в этом плане компании стараются быть очень аккуратными.
И другой сложный вопрос – раздел бенефиций от найденной экономии. Этот вопрос сейчас остается основным для более развитых рынков Азии, Америки и Европы. Очевидно, что все стороны заинтересованы в получении большей части, поэтому только железобетонные договоренности на берегу могут упростить эту ситуацию и закрыть риски.
Источник: РЖД-Партнёр
Издание:
РЖД-Партнёр.ру
Следи за нами
в Telegram
Подписаться
в Telegram