«Однако точные размеры экономических выгод от данной льготы будут зависеть от фактического регресса конкретных компаний. Подсчет усложняется тем, что упомянутые 14 процентов страховых взносов распределяются по разным фондам и имеют разные регрессы. По нашим прогнозам, предложенная президентом льгота может "сберечь" от 25 до 30 процентов от годовой суммы взносов», – говорит финансовый директор компании «Рексофт» Денис Каморджанов.
Сегодня 80 процентов затрат российских ИТ-разработчиков приходится на фонд оплаты труда, поэтому снижение ставки страховых взносов – существенная поддержка российских ИТ-компаний.
«Эта реформа делает российскую юрисдикцию более конкурентоспособной для компаний и сотрудников, переехавших за рубеж. Однако для них все еще есть более льготные налоговые режимы, как, например, в "Парке высоких технологий" Белоруссии, и это может усложнять конкуренцию за кадры», – отмечает гендиректор «МойОфис» Дмитрий Комиссаров.
По его мнению, государство сейчас хорошо справляется со своей основной функцией заказчика, именно ее и надо усиливать, централизовать и регулировать. Например, правительство могло бы предложить план закупок отечественного софта, подготовить бюджет и, самое главное, четко этому плану следовать. Подобные меры сделают индустрию и создаваемые продукты конкурентоспособными не только в России, но и на международном уровне, увеличат экспорт отечественного ПО.
Валентин Макаров также считает, что с принятием закона о налоговом маневре российская юрисдикция стала более привлекательной для разработчиков ПО со всего мира, что означает приток в Россию идей, технологий, инвестиций, менеджеров, разработчиков. Этот фактор, в свою очередь, приведет и к росту конкуренции на рынке труда, повысит привлекательность ИТ-специальностей и будет стимулировать государство готовить больше ИТ-специалистов, в которых сегодня так нуждаются разработчики.
Однако не стоит забывать, что ИТ-отрасль состоит также из других компаний – дистрибьюторов, системных интеграторов, консалтинговых агентств и они, к сожалению, не только не смогут воспользоваться новыми льготами, но и потеряют ранее действовавшую льготу по НДС в случае продажи ПО, не зарегистрированного в российском реестре Минкомсвязи. И, по мнению участников рынка, было бы целесообразно изменить ряд формулировок, чтобы расширить список услуг, подпадающих под налоговый маневр. Поддержка не только разработчиков ПО, но и других типов компаний позитивно отразится на конкурентоспособности российских поставщиков на международном рынке.
«Требование о регистрации в реестре российского ПО заметно усложняет путь к получению льгот, особенно с учетом тех сроков, которые отведены на нее. Фактически у разработчиков было всего четыре месяца, чтобы зарегистрировать свой продукт, а с учетом кратного увеличения заявок, поданных в Минцифру, миссия "успеть до Нового года" была заранее провальной. Но в то же самое время нельзя назвать такие условия от государства необоснованными, вопрос только в реализации и сроках, которые были фактически выделены ИТ-производителям», – подчеркивает финансовый директор компании CrossTech Solutions Group Екатерина Афанасьева.
Системные интеграторы не могут воспользоваться льготами для ИТ-компаний по страховым взносам и по налогу на прибыль, так как стоимость лицензий ПО, которое они внедряют, и стоимость работ самой компании по внедрению серьезно различаются. А для применения льготы размер выручки должен быть не менее 90 процентов от собственных разработок.
«Пока еще есть шанс исправить этот пробел: ассоциации ведут переговоры с профильными ведомствами. Если же не получится убедить Минцифры в необходимости доработать закон и добавить пункт про интеграторы, то в итоге за этот пробел заплатит конечный потребитель, что совсем не хорошо в кризисное время», – считает председатель совета директоров «СерчИнформ» Лев Матвеев.
«В настоящее время мы оцениваем, как именно эти меры повлияют конкретно на нашу компанию. Так как мы не только внедряем собственное ПО, но и оказываем услуги по бизнес-консалтингу и внедрению ПО российских и иностранных вендоров, часть нашего бизнеса получает преференции от налогового маневра, а другая, наоборот, попадает под ужесточение. Поэтому, вероятно, общая налоговая нагрузка на нашу компанию не уменьшится», – рассказывает генеральный директор ГК «КОРУС Консалтинг» Александр Рахманов.
Отмена льготы по НДС станет дополнительной налоговой нагрузкой для разработчиков. Вопрос в том, как они будут справляться с ней, за счет чего поддерживать рентабельность. Кто-то решит поднимать цены на свое ПО, кто-то из-за высокой конкуренции не сможет позволить себе повышать прайс и попросту уйдет с рынка, проиграв в конкурентной борьбе.
«Думаю, рост цен возможен только на тот софт, который не находится в реестре российского ПО. Хотя и тут игроки рынка будут стремиться выступать с конкурентными ценовыми предложениями, и, возможно, на потребителе это может и не сказаться», – говорит Дмитрий Комиссаров.
Если все же цены вырастут, то не только на программные продукты – заказчикам придется переложить свои дополнительные затраты на конечных потребителей, а это значит, что подорожает гораздо более широкий спектр товаров и услуг.
Пока нет реальной практики применения льгот, поэтому насколько компаниям помог налоговый маневр, будет ясно по результатам и отчетам за первый квартал 2021 года. Не исключено, что отдельные положения закона потребуют дополнительных разъяснений от регулирующих органов.
По мнению генерального директора ООО «Ракета» Анатолия Курюмова, подобные меры - это всегда «игра» вдолгую. Ожидать результатов после года с момента введения льгот точно не стоит. «Сама разработка, вывод продукта на рынок требуют времени, ИТ-компаниям нужно запустить и раскрутить этот механизм. Да, эффект от инициативы мы увидим, но лет через пять-десять», – резюмирует Курюмов.
Минцифры РФ при участии российских ИТ-компаний подготовило второй пакет мер их поддержки, включающий около 50 инициатив. Участие в его разработке принимали более 250 представителей ИТ-компаний.
Среди новых мер – утверждение планов импортозамещения госкомпаниями и переход на отечественное ПО; введение инструментов фискального стимулирования внедрения отечественного ПО и программно-аппаратных комплексов; софинансирование расходов ИТ-компаний на новые разработки и их пилотное внедрение и ряд других. Утверждение правительством второго пакета ожидается в марте.
Источник: RG.RU