В Санкт-Петербурге появилась первая в России открытая городская геоинформационная система. Интернет-ресурс в режиме реального времени публично предоставляет пространственные данные, содержащиеся в государственных информационных ресурсах, таких, как городской кадастр объектов недвижимости, система обеспечения градостроительной деятельности, водный реестр, охрана памятников, охрана окружающей среды и т.п. Информацию о любом объекте недвижимости, расположенном на территории Санкт-Петербурга, а также сведения о городских территориальных зонах и инженерных коммуникациях теперь может получить любой пользователь сети Интернет. Карта размещена на сайте комитета по земельным ресурсам Правительства Санкт-Петербурга - http://map.investinfo.spb.ru. Предполагается, что системой будут пользоваться архитекторы, кадастровые инженеры, девелоперы, строители и инвесторы, в том числе зарубежные. Система для пользователей бесплатна, но чиновники уже готовят перечень услуг, которые могут оказываться горожанам с помощью этой системы.
Комментирует Инна Ашенбреннер, заместитель генерального директора «КОРУС Консалтинг»:
Данный проект для России действительно пока уникальный. Геоинформационные системы, разумеется, используются в стране уже довольно давно (например, в военно-промышленном комплексе, лесном, сельском хозяйстве, как система поддержки принятия решений и т.д.), но открытой системы, интегрированной с актуальными базами данных государственных ведомств с привязкой к карте местности, реализовано пока не было. Реализация подобных проектов в России затруднена закрытостью государственных структур, нежеланием предоставлять доступ к собственным базам данных, непониманием, что на электронных сервисах государство сможет зарабатывать. Также до сих пор в России карты с определенным уровнем детализации считаются стратегически важной информацией.
Сделать просто обновляемую карту местности недостаточно (тем более что для этого есть те же Google Maps, например). Интерес представляет визуализация данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, таких, как городской кадастр объектов недвижимости, система обеспечения градостроительной деятельности, водный реестр, охрана памятников, охрана окружающей среды и т.п. Именно подобная интеграция картографической информации и данных из электронных реестров госведомств делает проект полезным для инвесторов, девелоперов, инженеров, специалистов в области строительства.
Данный ресурс удобен для неподготовленного пользователя, содержит ценную информацию по объектам недвижимости, инвестиций, типам объектов, правам собственности, условиям приобретения, инженерной подготовке и пр. Безусловно, он будет пользоваться спросом, в том числе со стороны зарубежных инвесторов, при условии наличия действительно актуальной информации из госреестров, быстроты поиска и отображения информации, отсутствия серьезных и длительных технических сбоев в системе.
На Западе подобные проекты давно работают, ими пользуются не только при покупке земельных объектов, но, например, при прокладке труб, ремонте кабелей, определении ограничений при строительстве зданий. За каждый слой в геоинформационной системе отвечает соответствующее ведомство (МЧС, дорожные службы, службы обеспечения подземных коммуникаций, земельные ведомства и пр.), обеспечивая актуальность информации. Благодаря этому множество вопросов можно решить еще на стадии подготовки покупки или планирования ремонта, строительства, заблаговременно подготовить требуемые разрешения и т.д.
В целом предложенный сервисный подход к отношениям государства с бизнесом и частными лицами совершенно верен. Сегодня в государственных структурах образовался огромный массив данных разного рода, которые требуются бизнесу, гражданам и доступ к которым затруднен в силу бюрократизации процедур и необходимости личного посещения госучреждений. Если государство сможет обеспечивать своевременную актуализацию этих сведений в электронном виде, их трансляцию в Интернет, то вокруг тотчас же образуется множество недорогих сервисов, которые будут чрезвычайно востребованы населением и бизнесом. Разработкой и обслуживанием подобных сервисов может также заниматься бизнес, так, как это сделано, например, в США (проект Apps.gov).
Стоимость сервиса через Интернет можно сопоставить со стоимостью получения платной выписки из госреестра, а оплату - производить на основании абонентского или разового обслуживания через систему интернет-платежей или при помощи банковских карт.
То, насколько быстро увеличивается посещаемость подобных сервисных сайтов, демонстрирует недавно запущенный сайт, на котором можно по ИНН и ФИО посмотреть свою задолженность перед государством. Если сервис удобен и нужен, посещаемость резко вырастет в разы.
Вместе с тем, до ускорения согласования различных процедур в России при помощи подобных проектов пока далеко. Они несут скорее информационную роль, в них не предусмотрена автоматизации конкретных бизнес-процессов (например, подачи заявки, согласования документов, получения разрешений и т.д.)
Ссылки по теме:
в Telegram