Что такое маркировка товаров и зачем она нужна?
Маркировка — это индивидуальный знак товара, который наносится на него в виде штрихкода DataMatrix. Его можно увидеть на упаковке молока, бутылке воды или блузке. С помощью маркировки можно проверить подлинность товара, а также проследить его путь от производства до прилавка. В России его начали использовать с 01.07.2018 для марок системы прослеживания ЕГАИС, а затем и ЦРПТ переняла данную технологию.
Маркировка товаров — это процесс нанесения кода маркировки, выданного оператором, на товары, подлежащие отслеживанию обращения и сбыта.


Код маркировки — это последовательность символов, которые кодируются в штрих-код DataMatrix, в которых зашифрована информация о товаре. Его можно отсканировать, например 2D сканером или приложением. Внешне метка похожа на QR-код, но обладает более высокой степенью защиты.
Штрих код генерируется в виде квадрата с черными и белыми элементами, в котором закодирована последовательность символов позволяющая получить информацию о том, кто, где и когда произвел товар, а также некоторые его характеристики. Подделать или использовать их повторно не получится. Чтобы зашифровать эти данные в Дата Матрикс, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный Знак», внести туда данные из товарной номенклатуры и получить эти графические идентификаторы для печати. При маркировке по упрощенной схеме нужно указать 4 показателя, а для полной — 16. Штрих-код сканирует сотрудник организации при продаже или поставке.
Контрольно-идентификационный знак (КиЗ) могут разместить на упаковке, этикетке или таре. Они отличаются на разных товарах: для шуб это RFID-метки — микрочипы, для сигарет, обуви и одежды – двухмерные штрихкоды DataMatrix.
Систему маркировки придумали, чтобы бороться с контрафактом и уменьшить объем серого рынка. По данным сайта честныйзнак.рф доля нелегальной продукции, находящейся в обороте лёгкой промышленности России, достигает 35%. Часто подделывают, например, лекарства и алкоголь: кроме неуплаты налогов и ухода от покупки лицензии, такие производители могут нанести вред своим потребителям. При помощи маркировки регулятор может проследить, когда был произведен товар, где он сейчас находится, соблюдаются ли условия его доставки и хранения.
Как происходит маркировка?
Маркировка происходит в три этапа:
-
1 этап
Производители наносят маркировку и вводят товары в оборот.
-
2 этап
Дистрибуторы получают товары, сверяют штрихкоды от производителей с документами. И сообщают регулятору, когда они приняли, продали товары или передали их следующему участнику оборота.
-
3 этап
Потом товары попадают в розничные магазины – они сверяют штрихкоды от дистрибуторов с документами и сообщают, когда приняли товар, и когда продали его конечному потребителю. В этот момент продукт выводится из оборота. При возврате от покупателя нужно снова ввести код маркировки в оборот, чтобы он появился в системе.
Вся информация о цепочке передвижения товара и участниках цепи хранится в системе «Честный ЗНАК».
Какие товары подлежат обязательной маркировке в 2025 году?
На 2025 год в России продолжает действовать система обязательной маркировки товаров, которая направлена на борьбу с контрафактом и нелегальной продукцией.
Обязательная маркировка позволяет отслеживать движение товаров от производителя до конечного потребителя, обеспечивая прозрачность и безопасность рынка. Рассмотрим, какие именно товары подлежат обязательной маркировке в 2025 году.
Табачные изделия
Лекарственные препараты
Обувь
Парфюмерия
Шины и покрышки
Фотоаппараты и фотовспышки
Легкая промышленность
Молочная продукция
Велосипеды и велосипедные рамы
Упакованная вода
Каждая категория товаров имеет свои особенности в процессе маркировки, что позволяет учитывать специфику производства и обращения продукции. Введение обязательной маркировки в России стало важным шагом в развитии экономики и защите прав потребителей. Это не только способствует повышению качества товаров на рынке, но и создает более благоприятные условия для добросовестных производителей.
Что будет, если не маркировать продукцию
В 2025 году в России требования к маркировке продукции становятся еще более строгими и обязательными для всех участников рынка. Несоблюдение этих требований может привести к серьезным последствиям как для производителей, так и для продавцов.
Если категория товаров уже прошла этап эксперимента и теперь обязательна к маркировке, то за неисполнение налагается штраф.
Кроме того, что их могут лишить остатков немаркированной продукции, придется нести затраты:
-
За производство и выпуск товара без маркировки
— Штрафы до 400 тысяч рублей.
Если компания производит или выпускает продукцию без обязательной маркировки, она подвергается серьезным санкциям. Согласно законодательству, за нарушение правил маркировки предусмотрены штрафы, которые могут варьироваться в зависимости от масштаба нарушения и категории товара. Например, для юридических лиц штрафы могут достигать сотен тысяч рублей. Более того, продукция, выпущенная без маркировки, подлежит изъятию из оборота, что может привести к значительным финансовым потерям.
-
За продажу без маркировки
— до 50 тысяч рублей для ИП, до 500 тысяч рублей — для юрлиц (с конфискацией предметов нарушения)
Продавцы, реализующие немаркированные товары, также несут ответственность. Штрафы для розничных точек и дистрибьюторов могут составлять значительные суммы, а в некоторых случаях — даже привести к приостановке деятельности предприятия. Кроме того, продажа товаров без маркировки может повлечь за собой потерю доверия со стороны потребителей и партнеров, что негативно скажется на репутации компании.
Актуальные данные по штрафам можно посмотреть на сайте Честный знак.
Как внедрить систему маркировки товаров?
Для того, чтобы маркировать товары, придется изменить некоторые производственные и технологические процессы: приемку, хранение и продажу товаров.

Если вы производитель
- Получите электронную подпись и автоматизируйте документооборот. Без этого не получится загружать данные в систему «Честный ЗНАК».
- В учетной системе настройте работу с кодами маркировки.
- Зарегистрируйтесь в системе «Честный ЗНАК». Для этого нужно вступить в ассоциацию ГС1 РУС и заплатить ежегодный взнос участника.
- В личном кабинете ГС1 РУС нужно создать описание своих товаров – оттуда она попадет в «Честный ЗНАК». Как только данные перенесутся, можно запросить у системы коды маркировки.
- Нанесите полученные коды на товары. Для этого может понадобиться дополнительное оборудование – возможно, придется перестроить процессы на финальных этапах производства.
- Введите продукцию в оборот. Для этого нужно выбрать промаркированные товары и их коды и нажать «Ввод в оборот».
- Оформите в системе универсальные передаточные документы – они нужны, чтобы дистрибуторы владели всеми необходимыми бумагами.

Если вы дистрибутор/импортер
- Получите электронную подпись и подключитесь к электронному документообороту. Это необходимое условие: без него вы не сможете принимать и отправлять данные в систему.
- Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе».
- Если вы импортёр, вступите в ассоциацию ГС1 РУС и в личном кабинете опишите импортируемые товары, если этого еще не сделал контрагент. Запросите в системе «Честный ЗНАК» коды и отправьте производителю — он должен нанести их на продукцию. Если вы дистрибутор, пропустите этот пункт.
- Настройте работу с кодами маркировки в системе учёта товаров.
- Закупите сканеры 2D-штрихкодов, чтобы сверять номера товаров с теми, которые указаны в документах.

Если вы ритейлер
- Нужно приобрести, подключить и зарегистрировать онлайн-кассу, которая позволяет работать с маркировкой. С ее помощью вы будете отправлять электронные чеки оператору фискальных данных и оповещать «Честный ЗНАК», что вы вывели товар из оборота.
- Кроме кассы вам понадобится еще сканер 2D-штрихкодов, чтобы сверять номера товаров с теми, которые указаны в документах. Приобретите его тоже
- Подключите электронную подпись и документооборот. Без них не получится принимать передаточные документы на товары.
- Зарегистрируйтесь в системе «Честный ЗНАК».
- Промаркируйте остатки товаров, которые остались у вас на складах – иначе их невозможно будет реализовать. Для этого нужно описать их в личном кабинете «Честный ЗНАК», получить и нанести коды.
- Настройте учетную систему и кассовую программу, чтобы они могли работать со штрихкодами.
ИТ-инфраструктура для маркировки
Введение маркировки для компании стоит рассматривать как этап цифровой трансформации. Эти изменения позволяют увидеть, какие процессы еще не оптимизированы, и где есть зоны для роста. При этом всё оборудование для нанесения маркировки должно так работать в рамках одной системы, чтобы не ограничивать процессы более высокого уровня – например, ЭДО или ERP. Здесь должен работать принцип не наименьшего, а «наибольшего общего знаменателя».
Кроме того, при покупке и введении в работу оборудования стоит иметь в виду:
- Его нужно поддерживать. Нужно заложить эти расходы уже во время приобретения техники.
- Компания может промахнуться с производительностью выбранного решения. Например, не просчитать рост на несколько лет вперед, или заложить слишком большой запас и купить оборудование с избыточными характеристиками. Иметь несколько разных комплектов аппаратов для нанесения маркировки – нормально для развивающейся компании.
Решение для маркировки будет работать лучше, если интегрировать его со своей ERP. Это позволит устранить проявления «человеческого фактора», сделать процесс учета более оперативным, а также ускорить аналитику данных и управление транспортно-логистическими цепочками. Сначала стоит ограничиться минимальной интеграцией, и затем увеличивать количество функций.
Законы, регулирующие обязательную маркировку
Этапы перехода к маркировке товаров законодательно задекларированы. Сроки прописаны в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р.
Обязательная маркировка в 2021 году регулируется двумя основными законами: 487-ФЗ от 31.12.2017 и 488-ФЗ от 25.12.2018. Кроме того, вышло несколько Распоряжений Правительства, где устанавливаются концепция и принципы системы маркировки: 791-р от 28.04.2018, 792-р от 28.04.2018, 2963-р от 28.12.2018, 515 от 26.04.19 и № 577 от 08 мая 2019.
Для каждой из групп товаров, подлежащих маркировке, выпускают соответствующие нормативные акты (для табака, например, — № 224, № 1433). В них разъяснён механизм взаимодействия участников системы маркировки, прописаны обязанности и сроки их исполнения.
Где хранится список маркируемых товаров?
Все товары, подлежащие маркировке, включены в Национальный Каталог. Он является частью системы «ЧестныйЗНАК» с 2018 года.
Каталог нужен, чтобы систематизировать одинаковые товары с разными наименовании. У каждой позиции есть своя карточка, что помогает избежать дублирования позиции. Товары в списке разделены по ритейлерам и производителям.
Что необходимо для работы с маркировкой?
Ритейлерам, производителям и дистрибуторам для маркировки может потребоваться набор оборудования, ПО и регистрации в сервисах:
-
Усиленная квалифицированная электронная подпись
Выдается любым удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи РФ.
-
Юридически значимый защищенный электронный документооборот
Позволяет оперативно получать и отправлять УПД, счета, акты и другие документы.
-
Программные и аппаратные решения для сериализации и агрегации
Они нужны, чтобы наносить DataMatrix коды на продукт.
-
Регистратор эмиссии кодов маркировки
Устройство для заказа кодов маркировки и регистрации сведений о выпуске маркированных товаров.
-
GTIN
Это глобальный номер предмета торговли. Ставится на каждую единицу товара.
-
Терминал для сбора данных
Или 2D-сканер, который считывает DataMatrix коды. Для учета продукции и передачи информации в систему мониторинга.
-
Контрольно-кассовая техника (ККТ)
Нужна, чтобы выводить из оборота товары, купленные клиентами. Устройство должно иметь прошивку, поддерживающую формирование тега 1162 (код товара). Его отсутствие в чеке является нарушением и влечет за собой штраф.
-
ОФД
Договор с Оператором фискальных данных (ОФД) для розничных точек.
-
Принтер этикеток для печати двумерных штрихкодов
Есть мобильные устройства, которые можно использовать как в помещениях, так и вне их.
Кто проверяет маркировку на товаре
Роспотребнадзор – проводит плановые проверки торговых точек, которые продают товары, подлежащие маркировке. Так он защищает права потребителей и безопасность продукции. Он может в том числе внезапно инспектировать магазины, если поступили обращения от покупателей.
У клиентов тоже есть право участвовать в выявлении недобросовестных продавцов. Они могут проверять маркировку при помощи мобильного приложения «Честный ЗНАК». Покупатель сканирует цифровой код для поверки подлинности продукции и может узнать информацию о товаре:
Наименование
Производитель
Дата производства
Розничная цена
Торговая точка
Местонахождение товара
Другая информация
В зависимости от категории товара. Например, вид меха для шуб или крепость алкоголя.
Если код не определяется сервисом, либо информация не совпадает с реальностью, покупатель может сообщить о нарушении в систему «Честный ЗНАК» прямо из приложения.
Кто управляет системой «Честный ЗНАК»
Базы, в которых хранятся данные о маркированной продукции, собираются в Национальной системе маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК». С ее помощью государство контролирует товарооборот.
Оператор системы маркировки – Центр развития перспективных технологий — ЦРПТ. Идентификаторы товаров имеет право выдавать только эта организация, и никакие другие компании не могут сами генерировать коды.
Все основные действия, касающиеся маркировки товаров – запрос и получение КиЗ, внесение данных о реализованном и полученном товаре и его списании – проходят на портале «Честный ЗНАК».
Какие данные содержит код
GTIN
Числовой идентификатор обязательной маркировки товара. Он показывает, что это за продукция и какую позицию в каталоге занимает.
Криптозащита
Работает по принципу подбора случайных чисел.
Серийный номер товара с закодированной информацией
Data Matrix кода, содержащего данные о продукте
Он похож на QR-код. Исключение составляют меховые изделия. Для них используют метки КиЗ.
В коде товара зашиты данные о характеристиках товара:
составе, свойствах, сроке годности, а также о производителе, посредниках, поставщиках и продавцах. Весь путь товара от завода к потребителю.
Цифровой код имеет надежную защиту от подделки
В базу данных, которая открывается при считывании метки, невозможно добавить информацию о контрафактной продукции, чтобы придать ей легальный статус.
