«Думаю, что многие крупные компании среди тех, что были опрошены в рамках данного исследования, находятся в стадии поиска или переходного периода по замене элементов своей ИТ-инфраструктуры. Как правило, такой бизнес имеет сложный, неоднородный ландшафт с наличием западных продуктов.
На мой взгляд, есть несколько базовых причин, почему участники опроса именно так оценивают процессы импортозамещения. Во-первых, у компаний, которые исторически используют зарубежные системы, на текущий момент может не быть исчерпывающий информации по возможностям и ассортименту российских ИТ-продуктов. Чтобы принимать решения о замене, к примеру, ERP-системы, бизнесу требуется время для детального изучения и выбора подходящего решения.
Во-вторых, пока на российском рынке есть полноценные аналоги не для всех зарубежных ИТ-продуктов. Если сравнивать с западными решениями, то нужно принимать во внимание, что они много лет развивались на мировых рынках и изначально создавались для крупных компаний. У российского ПО был другой путь: системы зачастую проектировались для малого и среднего бизнеса, и на фоне конкуренции с зарубежными продуктами эволюционировали в софт для крупных предприятий. В каких-то сегментах разработчикам удалось существенно продвинуться, в каких-то — продукты еще не дозрели до требований крупного бизнеса. Например, одно из успешно развивающихся направлений – отечественный рынок ERP-систем. Сегодня там есть и специализированные решения, и флагманские продукты (например «1С»), которые решают ключевые задачи автоматизации операционной деятельности, финансового блока, производства, логистики.
Говорить о полной технологической независимости в сегменте корпоративного ПО, однако, пока рано. Несмотря на то, что отечественные решения закрывают базовые задачи бизнеса, остаются вопросы по некоторым элементам ИТ-инфраструктуры. Например, сложно найти полноценную замену службе каталогов Active Directory. Также опыт показал, что запустить ERP-платформу на базе данных с открытым исходным кодом гораздо труднее, чем на Microsoft SQL — требуются узкие специалисты, которые на рынке встречаются редко. Здесь отрасль пока остается зависимой.
В-третьих, обычно после запуска сложной системы с большим количеством пользователей, к примеру, в промышленном блоке, требуется от 3 до 6 месяцев (а иногда – и до года) на отладку и стабилизацию. Компаниям нужно привыкнуть к новой системе, дать время сотрудникам, перестроить процессы. Если спросить тех же респондентов об успешности импортозамещения после завершения проектов и адаптации пользователей, думаю, мы бы увидели другие ответы.
Что касается стоимости решений, то российский софт по цене лицензий обычно дешевле западного. Но крупные компании редко используют полностью типовое решение, часто возникает потребность в доработках функциональности. Для оказания подобных услуг нужны специалисты с сильными компетенциями, и порой переход на российское ПО требует знания не только целевого продукта, но и замещаемого. Команд, которые имеют такую экспертизу, не так много. В целом рынок ИТ-консалтинга и автоматизации сейчас перегрет, наблюдается волнообразный спрос на импортозамещение. Это связано с переходом крупнейших госкомпаний на отечественный софт, проектами для бизнеса, который отделился от международных холдингов. Повышенный спрос вызвал дефицит ИТ-специалистов и рост стоимости их услуг.
Несмотря на то, что в бизнесе и экономике сейчас происходят большие изменения, ситуацию с импортозамещением в сегменте ERP вряд ли можно назвать критичной — бизнес постепенно адаптируется к российскому ПО, продукты продолжают развиваться. Конечно, пока не приходится ожидать таких же результатов, каких добился SAP за 50 лет, но мы близки к технологической самодостаточности.
Сейчас наша задача — внимательно следить за тем, что происходит на рынке, какие новые продукты появляются, и взаимодействовать с вендором и партнерами по выявлению узких мест систем и поиску решений».
Антон Колосов
коммерческий директор группы департаментов ERP ГК «КОРУС Консалтинг»