Возвращение идет по плану
Например, ряд зарубежных компаний предложил сотрудникам не возвращаться в офис до 2021 года. Стакой инициативой выступили Google, Amazon, Universal Music Group, Warner Music Group, Sony Music, Viacom. А такие как Facebook, Twitter, Slack, Shopify могут целиком перейти на постоянный удаленный формат работы.
Что касается российской ИТ-сферы, то Яндекс, Mail.ru Group, «Авито», Райффайзенбанк, Qiwi, «Облакотека», «Лаборатория Касперского» и другие еще весной или в начале лета приняли решение не возвращать уже переведенных на удаленку сотрудников в офисы до 1 сентября. При этом некоторые из этих компаний, как выяснил ICT.Moscow, планируют продлить удаленку. Например, в Райффайзенбанке и в «Тинькофф» снимать ограничения и возвращать сотрудников в офис намерены поэтапно, но не раньше 1 сентября. В «Авито» хотят вернуть в офис к началу осени лишь 25% сотрудников, а вот в Mail.ru Group нам пояснили, что по датам «пока никаких обновлений нет».
Но есть и компании, которые уже заявили о намерениях оставить часть сотрудников на постоянной удаленке. Среди них – Сбербанк и «Ростелеком». На новый для Сбербанка формат работы с 1 сентября перейдут до 30% сотрудников компании (из каких подразделений, банк не уточняет). В «Ростелекоме» на удаленке смогут остаться сотрудники, работа которых не привязана к месту – «это и бэк-офисные функции, это поддержка бизнеса и часть бизнес-функций», пояснили в компании.
«Мы рассматриваем внедрение гибких и удаленных режимов на постоянной основе. Сейчас в компании идет пилот, в рамках которого мы собираем потребности сотрудников в техническом оснащении, смотрим на все параметры по организации эффективной работы, обучаем сотрудников и руководителей эффективному взаимодействию в дистанционном формате», – отметили в пресс-службе «Ростелеком».
Успехи от временной удаленки
Согласно апрельским данным НАФИ, каждый пятый российский работодатель был готов перевести часть работников на удаленную работу после пандемии. Однако их число в дальнейшем может возрасти, так как уже сейчас компании говорят не только об экономии средств, но и об эффективности работы сотрудников при грамотно организованном процессе.
Например, о росте эффективности на удаленке говорят в «Тинькофф». В Сбербанке напоминают, что в течение всего карантина с усиленной скоростью запускали новые и развивали существующие цифровые сервисы. Представитель облачного провайдера «Облакотека» утверждает, что компания использовала пандемию как повод перевести нескольких традиционно «бумажных» клиентов на электронный юридически значимый документооборот и увеличила долю таких клиентов с 85% до 93%. Оценили эффективность дистанционного формата и в компании «Доктор Веб», где на данный момент в санкт-петербургском офисе примерно 70% сотрудников постоянно работают из дома, а в Москве – порядка 83%.
Рост числа сотрудников на удаленке уже к концу марта привел к увеличению потребления проводного интернета на 10-30%. Среди наиболее популярных B2B-сервисов в условиях пандемии стали сервисы для проведения онлайн-конференций, услуги по созданию удаленных рабочих мест, сервисы для таргетированных SMS-рассылок и др., выяснил в мае ICT.Moscow.
Однако навсегда оставить сотрудников на удаленке может лишь небольшое число компаний. Например, «Ростелекому» полный дистанционный режим кажется менее эффективным, чем его частичный формат. В Райффайзенбанке провели внутренний опрос, который показал, что подавляющее большинство сотрудников предпочитает комбинированный формат работы, с возможностью чередовать дни в офисе и работу из дома. Теперь банк планирует расширять формат удаленной работы как дополнительную опцию, рассказал ICT.Moscow Владимир Химаныч, управляющий директор по работе с персоналом Райффайзенбанка.
Развивать формат работы «удаленка-дом» планируют и в «Тинькофф», сейчас большая часть команды – около 13 тыс. человек – работают из дома. «Мы и раньше его использовали, многие вещи делали дистанционно, активно пользовались Slack, Zoom и другими системами для удаленной работы. Пандемия еще раз прочно закрепила этот рабочий формат. Планируем и дальше его развивать, комбинировать и всячески использовать, приезжая в офис для встреч с командами, обмена идеями и пр.», – отметили в пресс-службе «Тинькофф».
В облачном провайдере «Облакотека» также ценят преимущества удаленки. Максим Захаренко, CEO компании, утверждает, что еще с момента своего образования в 2012 году компания решила, что не хочет переплачивать московские зарплаты и стремится строить распределенный штат.
«Основные специалисты, сетевики, сисадмины, техподдержка – более 80% сотрудников работали и работают удаленно, причем многие из регионов России. Насчет «некоторых ИТ-компаний с намерением оставить на удаленке» нам, наоборот всегда было непонятно зачем строить или арендовать огромные дорогие офисы с пуфиками и печеньками – это же очень неэффективно», – полагает Максим Захаренко, CEO «Облакотека».
Однако, по словам Александра Семёнова из ГК «КОРУС Консалтинг», не следует забывать, что не все задачи можно выполнять в дистанционном формате. «Для решения многих из них важно личное взаимодействие сотрудников, работа руками, обмен идеями. И прежде чем перевести всех на полностью удаленную работу, необходимо пройти через трансформацию культуры, найти способ контролировать и поддерживать эффективность сотрудников, разработать регламенты. Пока более вероятным мне кажется переход на комбинированную модель: дистанционную работу с периодическими личным встречами», – отметил Александр Семёнов, председатель совета директоров ГК «КОРУС Консалтинг».
«Гибкие» офисы вместо рабочего места
Развитие формата частично удаленной работы, который скоро будет закреплен и на законодательном уровне, способствует трансформации офисов. Речь идет не только о сокращении площадей, но и о переоборудовании офисов в пространства с переговорными комнатами и мобильными рабочими местами. Например, «КОРУС Консалтинг» еще весной отказался от 20% своих офисов, а «Авито» пересмотрел подходы к организации пространства и процессов, но собирается пойти по другому пути.
«Теперь большинство офисных мест не будут закреплены за сотрудниками. Вместо этого будут организованы места хранения личных вещей. Кроме того, преобразуются и места общих встреч – их адаптируют под новые форматы командных взаимодействий (с соблюдением всех требований безопасности в условиях пандемии)», – считает Ольга Ким, директор по персоналу «Авито».
«Тинькофф», который планирует постепенное возвращение сотрудников в офис, также пересмотрел концепцию пребывания в нем людей. Компания планирует заняться переориентацией офисных пространств в будущем. «В начале лета мы заключили сделку по аренде новой штаб-квартиры на Грузинском Валу, куда планируем переезжать в 2023 году. При ее организации было решено уйти от концепции стандартного офиса и сделать это место пространством для общения, творчества, вдохновения и обмена идеями», – сообщила пресс-служба «Тинькофф».
Таким образом, в целом ИТ-отрасль смогла быстро и эффективно адаптироваться к работе на удаленке, а режим самоизоляции не спровоцировал замедления в их развитии. Более того, как заключает Александр Семёнов из ГК «КОРУС Консалтинг», пандемия существенно ускорила цифровизацию бизнеса, что уже повлияло на рынок ИТ-услуг. Это подтверждают и данные опроса AppDynamic, согласно которому благодаря дистанционной работе 95% компаний пересмотрели свои технологические приоритеты в сторону повышения качества цифровых сервисов.
Источник: ICT.Moscow
в Telegram