Новые технологии сегодня активно проникают во все сферы экономики. Нужно ли компаниям стремиться к полной автоматизации бизнес–процессов, стоит ли передавать на аутсорсинг разработку ИТ–продуктов, и что нужно сделать, чтобы рынок услуг в России пошел на поправку, рассуждает в интервью изданию «Деловой Петербург» председатель совета директоров ГК «КОРУС Консалтинг» Александр Семёнов.
— Какие сейчас основные тренды в сфере IT–решений для бизнеса?
— Глобально меняется парадигма принципов и каналов продажи продуктов. Телеком, финансовый сектор и ретейл — это, наверное, основные рынки, где происходят изменения. Главная причина трансформации в том, что меняется канал предоставления услуг. Например, ретейл–сегмент ярко демонстрирует развитие интернет–продаж. Если раньше их объем был минимальным, то сегодня на самых развитых рынках, например, в Китае, число продаж в интернете превосходит количество офлайн–покупок. Что касается телекома, то его преимущества заключаются в том, что операторы связи располагают всей необходимой инфраструктурой. Как государство владеет дорогами для транспорта, так и телеком владеет путями, по которым движутся данные. И в силу того, что маржинальность основного бизнеса операторов мобильной связи падает, они движутся в сторону расширения спектра услуг. И вот на стыке ретейла, телекома и финансового рынка можно поставить IT как основную движущую силу цифровой трансформации. Нет больше IT как обособленной сферы, сейчас это неотделимая часть любого бизнеса. Поэтому во многих крупных компаниях, с которыми мы общаемся, появляется позиция Digital Transformation Officer. Бизнес понимает, что без таких специалистов в новом светлом будущем он просто не окажется.
— Какой вариант для компаний более резонный: самостоятельная разработка IT–продуктов или аутсорсинг?
— Если посмотреть на примеры крупных компаний из разных секторов, то станет очевидно, что реальные лидеры рынка становятся «законодателями мод», создавая собственные продукты. «Родные» разработки обеспечивают им уникальные конкурентные преимущества и даже иногда используются другими игроками рынка. Я, например, пользуюсь мобильными приложениями нескольких банков. Наиболее удобные из них сделаны самими банками. Потому что их специалисты сидят и просчитывают все детали, которые важны пользователям, вплоть до количества секунд, которое тратится на открытие приложения. А чем удобнее сервис, тем лояльнее клиент. Купить такое приложение на стороне для банка очень тяжело, потому что технологии и рынок развиваются стремительно, и обновления сервисов должны происходить практически каждый день. Поэтому, если вы хотите быть лидером рынка, вам надо ответить на вопрос: в чем ваше личное преимущество и можете ли вы его получить от внешнего поставщика? Многие компании не со всем понимают, в чем заключается их уникальность, и до тех пор, пока они не ответят на этот вопрос, им будет тяжело сформулировать дальнейшую стратегию.
— Какие бизнес–процессы уже можно автоматизировать с помощью IT?
— Во–первых, важно понимать, что нет задачи автоматизировать полностью все процессы. Автоматизация имеет смысл применительно к устоявшимся действиям и понятным операциям. Сегодня меняется способ потребления продуктов, и я считаю, что главное, о чем должны думать компании, — это то, какие товары и услуги они будут продавать завтра. Ведь возможно, что сами продукты изменятся и каждый из них будет иметь IT– компонент. И тогда уже совершенно неважно, как именно и на какой платформе он будет разработан. Из опыта «КОРУС Консалтинг» я вижу, что наши заказчики не хотят привязываться к определенной технологии — им нужен готовый сервис, к которому легко подключиться и который решит ту или иную функциональную задачу. Поэтому мы занимаемся разработкой таких облачных сервисов и переводим решения из локального формата в комплексную услугу.
— Как быстро наше государство реагирует на изменения в сфере IT?
— Очень быстро. Может, не все это видят, но за последние несколько лет правительство реализовало один из беспрецедентных по масштабу IT–проектов. На сегодняшний день практически все финансовые операции юрлиц абсолютно прозрачны для государства. Все, что касается налоговых проверок, полностью автоматизировано. Причины ясны — государству это обеспечивает дополнительный сбор налогов. В целом для государства IT — это мощнейший инструмент контроля денег и граждан.
— Как вы оцениваете IT–образование в России?
— В вопросе образования я вижу две основные проблемы. Первая — это интеграция с бизнесом. Поскольку я сейчас сам учусь в Оксфорде, я вижу, что ключевой вопрос в образовании в Европе — как совместить бизнес и образовательные программы, причем долгосрочно и взаимовыгодно. Вторая проблема связана с мотивацией молодого поколения работать в России. К сожалению, большая часть стартапов, с которыми я общаюсь — а это десятки молодых команд, — не видят своего будущего в России, они все ориентированы на западные рынки. Предприниматели стремятся как можно быстрее сделать так, чтобы их компания не ассоциировалась с Россией: тогда можно получить гораздо большую капитализацию, выйти на крупные рынки.
— А какова ситуация на российском рынке?
— Рынок в России очень низкоконкурентный. Причем не только в области IT, а во всех отраслях. Связано это с тем, что мы еще даже не понимаем, что такое настоящая конкуренция за клиента. Как только возникает хоть кто–то, кто оказывает вам нормальную услугу, вы его сразу же рекомендуете всем своим знакомым. В таком случае может возникнуть негативный эффект — компания запросто погибает под наплывом клиентов. Причина тому — проблема масштабирования уровня качества услуг. Чтобы ситуация изменилась, нужно постоянно работать над собой. Стараться менять себя, не оглядываясь на рынок. Понятно, что он находится в непростой ситуации и уровень сервиса пока невысок. Но конкурировать нужно прежде всего с собой, а не с кем–то. Это дается непросто и требует системной работы, но для успеха на рынке невозможно стоять на месте и не менять себя.
Источник: «Деловой Петербург»
в Telegram