С 1 апреля 2021 года по 31 августа 2022 года в России проводится эксперимент по маркировке пива и пивных напитков. Если он завершится удачно, и контрафакта благодаря маркировке действительно станет меньше, нанесение цифровых маркировочных отметок на такую продукцию станет обязательным. Наш эксперт Наталья Семичастнова рассказала, готовы ли российские импортеры к введению обязательной маркировки и как подобные системы справляются с контрафактом.
Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров в России – «Честный ЗНАК», её оператор – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).В начале пути
Собеседники «ВЭДсовет» по роду деятельности их компаний участвуют в эксперименте. Это либо консалтинг в области маркировки (ГК «КОРУС Консалтинг» и центр сертификации продукции и услуг «Ростест Урал»), либо техническое партнёрство с ЦРПТ в качестве интегратора (разработчик цифровых решений для бизнеса ГК СКБ «Контур»). При переходе на новую систему наверняка возникнут ошибки и сложности.
- Лучше заранее опробовать механизм заказа контрольно-измерительных знаков, учёта оборота продукции, чем сразу переходить на использование маркировки, когда это станет обязательным. При переходе на новую систему наверняка возникнут ошибки и сложности. Сейчас мы можем устранять их в плановом режиме, готовить сотрудников к работе по новым правилам, настраивать оборудование, – комментирует участие в эксперименте Руководитель «Ростест Урал» Екатерина Курбатова. Она особо подчеркнула, что наказывать за нарушения в период эксперимента не будут.
- Это дополнительный плюс для поставщиков, которые подали заявку и начали использовать маркирование, – убеждена эксперт.
- Мы работаем с маркировкой во всех товарных группах, запущенных ранее, и используем этот опыт при подготовке наших клиентов к маркировке пива, – дополнил менеджер проектов развития в «Контуре» Максим Карелин.
В основном эксперты осторожны в предварительных оценках результатов. Окончательной нормативной документации и сроков начала обязательной маркировки пока нет.
- Сложно оценить степень готовности партнёров, т.к. тестовый режим ещё не закончился и нет окончательной нормативной документации и сроков начала обязательной маркировки, – комментирует заместитель генерального директора «КОРУС Консалтинг» Наталья Семичастнова. Среди текущих проблем она выделяет высокие скорости на производственных линиях, где наносятся и считываются коды маркировки, а также отбраковка бутылок или банок с учётом технического новшества.
По наблюдениям Екатерины Курбатовой отнюдь не все участники цепочки поставок готовы действовать по новым правилам, из-за чего о полноценной работе со штрихкодами на всех этапах экспортного оборота пока говорить не приходится.
- Производителям, поставщикам и продавцам нужно наладить приёмку товара со считыванием кодов, опробовать этот механизм на практике. Заказ кодов и нанесение их на этикетки ёмкостей и сосудов тоже может вызывать сложности, особенно для новых участников рынка. Эксперимент для того и нужен, чтобы учесть эти нюансы, – пояснила эксперт «Ростест Урал».
Опыт маркировки против контрафакта
Эксперты, опрошенные «ВЭДсовет», оценивают объёмы контрафакта на пивном рынке примерно в 10-30%, при этом опыт цифровой маркировки для других видов продукции демонстрирует неплохие результаты.
Контрафакта с цифровой маркировкой стало меньше.
- Эксперты приводят цифры и действительно фиксируют снижение количества контрафактной продукции (после запуска обязательной маркировки «Честный знак» – прим. «ВЭДсовет»).
Так, по данным Минпромторга доля контрафактного табака в общем объёме товаров только за первый год использования принципов маркирования снизилась с 15,6 до 10,2%. Такое снижение произошло впервые за 6 лет. Нет оснований полагать, что для экспорта пива будут какие-либо исключения, – предполагает Екатерина Курбатова. – Полностью убрать контрафакт из продажи вряд ли возможно. Но даже существенное снижение оборота такой продукции положительно отразится на работе легальных и добросовестных производителей, импортёров и экспортёров. Многое зависит от того, как государство оценит итоги эксперимента», – полагает руководитель центра сертификации.
Системы обогатят друг друга. Эксперты полагают, что «Честный знак» только дополнит уже существующую систему госконтроля и учёта алкогольной продукции ЕГАИС.
- Системы обогатят друг друга данными о сырье, из которого производится продукция, и прослеживаемости каждой единицы уже готовых промаркированных товаров вплоть до магазина и покупателя, – поясняет Наталья Семичастнова. - Потребитель может быть уверен, что покупает подлинные обувь, духи и другие товары в магазинах, а производитель соблюдает нормативы качества на всех этапах».
Источник: ВЭДсовет
в Telegram