Логично возникает вопрос: где рождаются инновации? Я вижу несколько решений: можно сотрудничать со стартапами или целыми фондами, создавать отдельную структуру внутри компании, которая бы занималась только инновациями, или, что особенно актуально для проектных бизнесов, работать на стыке клиентов и стартапов.
Другое дело, что собственные структуры внутри и сотрудничество с фондами большинство компаний не могут себе позволить, а взаимодействие со стартапами тоже подразумевает свои тонкости — зачастую структура компаний не обеспечивает роста зародившимся инновациям. Это приводит к тому, что идею, которая могла бы многое принести, не реализуют, стартап может перейти к конкурентам, и тот получит и идею, и молодых энергичных сотрудников, которые ее придумали и просчитали. Так бизнес медленно теряет конкурентное преимущество. Все, что остается, — это использовать старые разработки или копировать чужой опыт, что редко бывает продуктивно.
Один из вариантов, который может снизить эти риски, — тесное сотрудничество бизнеса с вузами. Университеты создают поток идей и талантов, а сами получают возможность участвовать в создании востребованных решений, а также ценный опыт. Компания при этом практически отдает университетам развитие инноваций на аутсорсинг.
На деле оказывается, что организовать комфортный для всех сторон процесс не так сложно. На базе университета можно создать инновационные центры — у вузов даже есть деньги на такие проекты, ведь государственная программа «5–100» рассчитана как раз на это. Задача центров в университетах — создавать инновации, востребованные рынком. Это могут быть лицензии, патенты или тиражируемый уникальный опыт. Протестировать разработку тоже можно внутри этой экосистемы.
Такой подход, конечно, требует координации, но он прост и не очень ресурсоемок для бизнеса. Уже сейчас есть очень положительные примеры подобного взаимодействия бизнеса и университетов. Например, РГГУ и ABBYY, а еще партнерство МФТИ с «Росатомом» и Тинькофф Банком. Пока такие программы затрагивают только узкие направления и сегменты, хотя гораздо больше бизнесов могут извлекать пользу из такого сотрудничества. Надеюсь, практика распространится — так мы сможем уменьшить отставание российской экономики от ведущих стран мира.
Материал опубликован в газете «Деловой Петербург», июль 2017
в Telegram