В июле 2020 года Почта России выступила с предложением создать в стране пилотные бондовые склады, а вернее, целые бондовые зоны. Запустить первый проект планировалось в Татарстане 1 ноября 2020 года, затем в связи с объективными обстоятельствами срок запуска сдвинулся на февраль 2021 года, а после и на более поздние сроки. Наш эксперт Андрей Чмырев рассказал, кому выгодно появление «бондов» и какую стратегическую пользу они могут принести бизнесу.В планах Почты России было создать на территории республики масштабный логистический хаб, «узловую точку», в которой будут принимать, хранить, сортировать и обрабатывать грузы, трансграничные почтовые отправления и товары как российских, так и мировых производителей. Площадкой для реализации премьерного проекта должен был стать действующий распределительный центр Почты, который находится рядом с аэропортом Казани.
Срок открытия хаба в Татарстане снова отложили, однако теперь в планах запустить сразу несколько таких складов – в Москве, Новосибирске и Казани. По словам Заместителя генерального директора по электронной коммерции АО «Почта России» Алексея Скатина (ноябрь 2020 года), процесс интеграции ИТ-систем компании и ФТС и согласование контрактов с поставщиками ведется активно.
В ожидании запуска нового проекта, на рынке уже идет обсуждение того, какую пользу и, главное, какие риски несут новые склады российскому бизнесу. New Retail попросил менеджеров компаний, чей бизнес так или иначе затронет появление новых логистических структур, высказать свое мнение в отношении целесообразности и перспектив развития бондовых хабов в России.
«Так, например, – поясняет Олег Неворотов, сооснователь и CEO Upmarket, агентства по управлению продажами на маркетплейсах, –после помещения своего ассортимента на такой склад продавец может не платить НДС, как при фактическом вывозе товаров с таможенной территории, а при транзите владелец не платит ввозных пошлин на период хранения.
Вадим Шершнев, руководитель направления складской логистики СДЭК приводит два определения «бондового склада», в каждом из которых есть своя специфика.
«Существует два базовых определения бондового склада. В первом случае это склад общего пользования, на котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем, но при этом не взимаются таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения. По другому определению бондовым можно назвать склад, где хранятся товары, на которые местные власти имеют залоговое право в обеспечение налоговых и иных платежей», – рассказал Вадим Шершнев.
Валерий Жуков, директор по стратегическому развитию ООО «Венталл» дает метафоричное, образное определение бондам, сравнивая товары, находящиеся на них со спортсменами.
«Если говорить спортивным языком», – говорит в частности Валерий Жуков, – то это «зона товара на низком старте». Товар находится в России в «шаговой доступности» от потребителя, в отличие от аналога, который лежит за тысячи км в Китае, но по нему нет расходов на налоги и сборы. Товар может в любую минуту быть отправлен, но бизнес понесёт расходы (налоги, сборы) только в момент, когда он выйдет со склада. Это быстрый и качественный «забег», где на финише его ждёт потребитель».
Андрей Чмырёв, эксперт в области логистики ГК «КОРУС Консалтинг» считает бондовые склады альтернативной моделью в структуре существующих каналов продаж.
«Остальные варианты они не заменяют, наоборот, расширяют уже имеющиеся возможности. Бенефициары таких складов – ритейлеры и маркетплейсы. С их помощью бизнес может быстрее получить и вернуть товар, не беря на себя таможенные издержки до фактической продажи», – считает эксперт.
В принципе, анализируя мнения экспертов, очевидно, что бондовые склады, в первую очередь, «льют воду» на мельницу бизнеса зарубежных игроков, создавая для них дополнительный комфорт.
Так, Олег Неворотов, сооснователь и CEO Upmarket считает, что условия, предоставляемые бондовыми складами, в два раза уменьшают стоимость логистических операций при импорте, экспорте и транзите товаров, снижают риски торговых операций и тем самым способствуют развитию внешнего товарооборота.
Вадим Шершнев, руководитель направления складской логистики СДЭК обращает внимание на выгоду для зарубежных ритейлеров не только при входе на российский рынок, но и при дальнейшем реэкспорте непроданных товаров.
«По задумке бондовые склады должны упростить систему входа импортных и экспортных товаров, а также облегчить реэкспорт непродажных товаров. Отложенные платежи в таких зонах будут оплачиваться в момент продажи конкретного товара. Благодаря такой системе точно будут сокращены сроки доставки: не понадобится дожидаться прихода товаров из-за границы, т.к. они будут находиться уже на территории бондовых зон в пределах России.
Еще одна выгода для ритейла в том, что маркетплейсы смогут размещать товары на бондовых складах без уплаты налогов и пошлин. Таким образом возможно оплачивать налог в момент отправки конкретных товарных единиц заказчику: это обеспечит перераспределение затрат по времени. При этом непроданные товары, в свою очередь, отправятся в другие страны по упрощенной системе», – поясняет менеджер СДЭК.
Об облегчении реэкспорта в контексте запуска бондовых складов, говорит и Елена Шутюк, генеральный директор федеральной логистической компании IML.
«Бондовые зоны упростят импорт товаров, а также облегчат реэкспорт непроданных позиций. Для ритейлеров они привлекательны, прежде всего, возможной отсрочкой уплаты налогов и пошлин: она происходит по факту продажи и последующего формального таможенного оформления конкретной товарной позиции. Такая система позволяет размещать на территории бондовых зон в пределах РФ товарный запас и тем самым сокращать сроки доставки — не нужно ждать прихода грузов из-за границы.
Нераспроданные товары могут быть отправлены в другие страны по упрощенной системе реэкспорта или возвращены производителю. Это удобно, но требует дополнительных расходов на транспортировку», – прокомментировала Елена Шутюк.
Андрей Чмырёв, эксперт в области логистики ГК «КОРУС Консалтинг» видит и стратегическую пользу для рынка в появлении бондовых складов. В условиях нехватки площадей в России для хранения товаров, такие склады дополнят существующую логистическую инфраструктуру, дополнят ее новыми возможностями, тем самым способствуя сокращению цепочек поставок. От такой оптимизации, по мнению, эксперта, выиграют производители, ритейлеры и покупатели.
Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России считает, что опасения, которые испытывают российские производители, не беспочвенны: «В то время как предприятие платит налоги в период производства (т.е. до продажи) и далее получает прибыль при продаже, товар на таможенном складе не подпадает под какие-либо налоги до момента выпуска со склада (т.е. до продажи). Таким образом есть определенные основания полагать, что товар с бондового склада будет стоить дешевле и быстрее поступать на рынок».
«Особое беспокойство, – по мнению Олега Неворотова, – создание таких зон вызывает у производителей отечественной бытовой техники, электроники и автопрома».
Эксперт напоминает, что идея бондовых складов появилась и развилась в Китае, где она успешно работает и на импорт, и на экспорт. Однако в отношении перспектив «бондов» в России Олег Неворотов видит очевидные риски, которые, в первую очередь, связаны с отсутствием механизма регулирования зон импорта и экспорта.
«Есть вероятность, что в России такие склады будут заполнены преимущественно товарами из Китая и других стран. Как и любой другой инструмент трансграничной интернет-торговли, его появление создает определенные риски для внутреннего рынка – в первую очередь, по уменьшению оборотов интернет-торговли у ряда российских производителей за счет более доступной цены на аналогичные товары иностранного производства», – считает эксперт.
Вадим Шершнев, СДЭК, подчеркивает, что конкуренция со стороны импорта итак растут за счет гибкой системы уплаты налогов и сборов. «Если смотреть на санкции и импортозамещение, то эта история вообще не про нас», – резюмирует Вадим.
«Формат бондовых складов может быть востребован, в первую очередь, на транзитных маршрутах и в городах с населением более 1 млн человек. К примеру, если мы рассмотрим маршрут движения товаров из Европы, то склады могут разместиться в Смоленске и Москве, а если из Китая, то в Новосибирске и Екатеринбурге», – считает Иван Головко.
Вадим Шершнев считает, что данный сегмент рынка находится в «зачаточном» состоянии, хотя самая идея перспективная. Главным барьером в развитии является отсутствие соответствующей законодательной базы.
«Термин «бондовый склад» пока отсутствует в российском законодательстве. При описании проектов таких объектов указывают, что при поступлении товаров на бондовый склад не требуется проведение процедуры ИМ 70. Деятельность бондовых складов в России на данный момент регламентирована положением о таможенных складах, утвержденным еще в 1993 году», – отмечает Вадим Шершнев.
По мнению Елены Шутюк, «несмотря на огромный интерес, правовые вопросы могут сильно затянуть открытие первого склада».
Татьяна Бакальчук не только высказала готовность платформы примкнуть к проекту, но и выразила главные опасения отечественного бизнеса: «Нам бы очень хотелось, чтобы при создании бондовых складов правительство рассмотрело те меры поддержки российских производителей, которые помогли бы им продолжать работать, если не в лучших даже условиях, то хотя бы на равных», — привело слова основательницы Wildberries издание Oborot.
Источник: New Retail
Срок открытия хаба в Татарстане снова отложили, однако теперь в планах запустить сразу несколько таких складов – в Москве, Новосибирске и Казани. По словам Заместителя генерального директора по электронной коммерции АО «Почта России» Алексея Скатина (ноябрь 2020 года), процесс интеграции ИТ-систем компании и ФТС и согласование контрактов с поставщиками ведется активно.
В ожидании запуска нового проекта, на рынке уже идет обсуждение того, какую пользу и, главное, какие риски несут новые склады российскому бизнесу. New Retail попросил менеджеров компаний, чей бизнес так или иначе затронет появление новых логистических структур, высказать свое мнение в отношении целесообразности и перспектив развития бондовых хабов в России.
«Бондовые склады» – что это?
Бондовый склад – это зона хранения и распределения товаров, продаваемых через интернет-площадки, с особым таможенным статусом, который позволяет не платить пошлины и налоги на импортируемый ассортимент до их приобретения конечным покупателем.«Так, например, – поясняет Олег Неворотов, сооснователь и CEO Upmarket, агентства по управлению продажами на маркетплейсах, –после помещения своего ассортимента на такой склад продавец может не платить НДС, как при фактическом вывозе товаров с таможенной территории, а при транзите владелец не платит ввозных пошлин на период хранения.
Вадим Шершнев, руководитель направления складской логистики СДЭК приводит два определения «бондового склада», в каждом из которых есть своя специфика.
«Существует два базовых определения бондового склада. В первом случае это склад общего пользования, на котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем, но при этом не взимаются таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения. По другому определению бондовым можно назвать склад, где хранятся товары, на которые местные власти имеют залоговое право в обеспечение налоговых и иных платежей», – рассказал Вадим Шершнев.
Валерий Жуков, директор по стратегическому развитию ООО «Венталл» дает метафоричное, образное определение бондам, сравнивая товары, находящиеся на них со спортсменами.
«Если говорить спортивным языком», – говорит в частности Валерий Жуков, – то это «зона товара на низком старте». Товар находится в России в «шаговой доступности» от потребителя, в отличие от аналога, который лежит за тысячи км в Китае, но по нему нет расходов на налоги и сборы. Товар может в любую минуту быть отправлен, но бизнес понесёт расходы (налоги, сборы) только в момент, когда он выйдет со склада. Это быстрый и качественный «забег», где на финише его ждёт потребитель».
Андрей Чмырёв, эксперт в области логистики ГК «КОРУС Консалтинг» считает бондовые склады альтернативной моделью в структуре существующих каналов продаж.
«Остальные варианты они не заменяют, наоборот, расширяют уже имеющиеся возможности. Бенефициары таких складов – ритейлеры и маркетплейсы. С их помощью бизнес может быстрее получить и вернуть товар, не беря на себя таможенные издержки до фактической продажи», – считает эксперт.
В чем и для кого выгода?
Для потребителей, заказывающих товары на зарубежных площадках, основная выгода заключается в скорости – в разы сократится срок ожидания заказа. По предварительным оценкам, вместо 2-3 недель ожидания, даже посылки из далекого Китая они смогут получать за 2-4 дня. Сейчас скорость доставки посылок из российских интернет-магазинов и маркетплейсов является основным преимуществом по сравнению с теми же китайскими игроками. Таким образом, «благодаря» бондовым складам российские игроки будут его лишены.В принципе, анализируя мнения экспертов, очевидно, что бондовые склады, в первую очередь, «льют воду» на мельницу бизнеса зарубежных игроков, создавая для них дополнительный комфорт.
Так, Олег Неворотов, сооснователь и CEO Upmarket считает, что условия, предоставляемые бондовыми складами, в два раза уменьшают стоимость логистических операций при импорте, экспорте и транзите товаров, снижают риски торговых операций и тем самым способствуют развитию внешнего товарооборота.
Вадим Шершнев, руководитель направления складской логистики СДЭК обращает внимание на выгоду для зарубежных ритейлеров не только при входе на российский рынок, но и при дальнейшем реэкспорте непроданных товаров.
«По задумке бондовые склады должны упростить систему входа импортных и экспортных товаров, а также облегчить реэкспорт непродажных товаров. Отложенные платежи в таких зонах будут оплачиваться в момент продажи конкретного товара. Благодаря такой системе точно будут сокращены сроки доставки: не понадобится дожидаться прихода товаров из-за границы, т.к. они будут находиться уже на территории бондовых зон в пределах России.
Еще одна выгода для ритейла в том, что маркетплейсы смогут размещать товары на бондовых складах без уплаты налогов и пошлин. Таким образом возможно оплачивать налог в момент отправки конкретных товарных единиц заказчику: это обеспечит перераспределение затрат по времени. При этом непроданные товары, в свою очередь, отправятся в другие страны по упрощенной системе», – поясняет менеджер СДЭК.
Об облегчении реэкспорта в контексте запуска бондовых складов, говорит и Елена Шутюк, генеральный директор федеральной логистической компании IML.
«Бондовые зоны упростят импорт товаров, а также облегчат реэкспорт непроданных позиций. Для ритейлеров они привлекательны, прежде всего, возможной отсрочкой уплаты налогов и пошлин: она происходит по факту продажи и последующего формального таможенного оформления конкретной товарной позиции. Такая система позволяет размещать на территории бондовых зон в пределах РФ товарный запас и тем самым сокращать сроки доставки — не нужно ждать прихода грузов из-за границы.
Нераспроданные товары могут быть отправлены в другие страны по упрощенной системе реэкспорта или возвращены производителю. Это удобно, но требует дополнительных расходов на транспортировку», – прокомментировала Елена Шутюк.
Андрей Чмырёв, эксперт в области логистики ГК «КОРУС Консалтинг» видит и стратегическую пользу для рынка в появлении бондовых складов. В условиях нехватки площадей в России для хранения товаров, такие склады дополнят существующую логистическую инфраструктуру, дополнят ее новыми возможностями, тем самым способствуя сокращению цепочек поставок. От такой оптимизации, по мнению, эксперта, выиграют производители, ритейлеры и покупатели.
В чем риски?
Очевидно, что все вышеупомянутые выгоды «светят» зарубежным ритейлерам, производителям и конечному потребителю. Особое воодушевление испытывают последние – они получат и дешевый товар, и быструю доставку. А вот для российских производителей и интернет-магазинов бондовые склады, еще не появившись, становятся проблемой.Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России считает, что опасения, которые испытывают российские производители, не беспочвенны: «В то время как предприятие платит налоги в период производства (т.е. до продажи) и далее получает прибыль при продаже, товар на таможенном складе не подпадает под какие-либо налоги до момента выпуска со склада (т.е. до продажи). Таким образом есть определенные основания полагать, что товар с бондового склада будет стоить дешевле и быстрее поступать на рынок».
«Особое беспокойство, – по мнению Олега Неворотова, – создание таких зон вызывает у производителей отечественной бытовой техники, электроники и автопрома».
Эксперт напоминает, что идея бондовых складов появилась и развилась в Китае, где она успешно работает и на импорт, и на экспорт. Однако в отношении перспектив «бондов» в России Олег Неворотов видит очевидные риски, которые, в первую очередь, связаны с отсутствием механизма регулирования зон импорта и экспорта.
«Есть вероятность, что в России такие склады будут заполнены преимущественно товарами из Китая и других стран. Как и любой другой инструмент трансграничной интернет-торговли, его появление создает определенные риски для внутреннего рынка – в первую очередь, по уменьшению оборотов интернет-торговли у ряда российских производителей за счет более доступной цены на аналогичные товары иностранного производства», – считает эксперт.
Вадим Шершнев, СДЭК, подчеркивает, что конкуренция со стороны импорта итак растут за счет гибкой системы уплаты налогов и сборов. «Если смотреть на санкции и импортозамещение, то эта история вообще не про нас», – резюмирует Вадим.
Перспективы
В Kuehne+Nagel в России расценивают развитие нового сектора как перспективное, поскольку бондовые склады будут способствовать раскрытию транзитного потенциала России.«Формат бондовых складов может быть востребован, в первую очередь, на транзитных маршрутах и в городах с населением более 1 млн человек. К примеру, если мы рассмотрим маршрут движения товаров из Европы, то склады могут разместиться в Смоленске и Москве, а если из Китая, то в Новосибирске и Екатеринбурге», – считает Иван Головко.
Вадим Шершнев считает, что данный сегмент рынка находится в «зачаточном» состоянии, хотя самая идея перспективная. Главным барьером в развитии является отсутствие соответствующей законодательной базы.
«Термин «бондовый склад» пока отсутствует в российском законодательстве. При описании проектов таких объектов указывают, что при поступлении товаров на бондовый склад не требуется проведение процедуры ИМ 70. Деятельность бондовых складов в России на данный момент регламентирована положением о таможенных складах, утвержденным еще в 1993 году», – отмечает Вадим Шершнев.
По мнению Елены Шутюк, «несмотря на огромный интерес, правовые вопросы могут сильно затянуть открытие первого склада».
* * *
Рынок готовится к старту проекта, и свое желание принять участие в пилоте уже высказали крупнейшие маркетплейсы.Татьяна Бакальчук не только высказала готовность платформы примкнуть к проекту, но и выразила главные опасения отечественного бизнеса: «Нам бы очень хотелось, чтобы при создании бондовых складов правительство рассмотрело те меры поддержки российских производителей, которые помогли бы им продолжать работать, если не в лучших даже условиях, то хотя бы на равных», — привело слова основательницы Wildberries издание Oborot.
Источник: New Retail
Издание:
New Retail
Следи за нами
в Telegram
Подписаться
в Telegram