Крупный онлайн-ритейлер, производитель упаковки, поставщик арматуры — какого бы формата ни был бизнес, ему необходимо управлять товарами: не допускать отсутствия на складе или излишней заморозки денег в перезатарках. Единицы на складе могут стать как активом для достижения успеха, так и балластом на пути к развитию. Александра Москаленко, руководитель направления «Управление запасами» ГК «КОРУС Консалтинг», рассказывает, с какими сложностями при управлении запасами сталкивается бизнес в разных отраслях и как их преодолеть.
Цель управления запасами — найти баланс между количеством запасов и спросом, и держать на складе ровно столько товаров, сколько нужно в данный момент. Часто процессам управления товарами начинают уделять внимание, когда с ними уже что-то идет не так. В каких случаях бизнесу пора задуматься об оптимизации:
Как бизнес различных форматов справляется с упущенным продажами, перезатаркой и высоким процентом списаний при помощи оптимизации запасов, рассмотрим на примерах российских компаний.
У розничных сетей часто ощутимо стоит вопрос заказов скоропорта и большого количества списаний. Например, у компании «Калина-Малина» — собственной торговой сети кемеровского производителя колбас и мясных деликатесов «Крестьянское хозяйство Волкова А. П.», работа с запасами вызывала такие проблемы:
Компания решила автоматизировать процесс управления запасами. Необходимо было сделать это оперативно и без дополнительных вложений, так как бизнес активно рос, открывались новые торговые точки. Выбрали сервис подписочной модели: это позволило оперативно автоматизировать расчет потребностей в товарах и формировать итоговые заказы поставщику. Сначала система работала в тестовом режиме, а через месяц ее масштабировали на всю сеть — более 100 магазинов.
В результате рост выручки по разным магазинам достиг 37%, показатели out-of-stock снизились на 30%, а списания уменьшились на 8%. Также удалось высвободить половину рабочего времени сотрудников, участвующих в закупках, и перераспределить его на задачи в торговых залах. Компания продолжила масштабирование, а работа с запасами стала ее конкурентным преимуществом.
Производители также сталкиваются с вопросами организации работы с запасами. Например, крупный поставщик упаковочных материалов «СоюзУпак», в ассортименте которого много сезонных товаров, решил открыть новые точки. В процессе компания обнаружила, что для эффективного масштабирования необходимо пересмотреть работу с запасами:
В качестве инструмента сеть выбрала систему автозаказа, которая позволила централизованно управлять формированием заказов и настройками по каждому поставщику с учетом: удаленности складов, частоты и лимитов отгрузок, сроков, сезонных и внутринедельных коэффициентов.
В результате сервис оптимизировал время расчета по ключевым партнерам на 40% и ускорил передачу заказов на склад отправителя. Кроме того, бизнес улучшил показатели по товарным запасам, а также минимизировал влияние человеческого фактора, что позволило эффективнее подстраиваться под спрос.
Еще одна из возможных проблем — медленный ответ компании на внешние стимулы. С этим столкнулся, например, «Проконсим» — комплексный поставщик трубопроводной арматуры, инженерных систем, сантехники и отопительного оборудования:
С ростом бизнеса возникла необходимость быстрее реагировать на изменения спроса, чтобы своевременно пополнять товары в распределительных центрах. Добиться результата помогла автоматизация управления запасами.
После первых месяцев тестирования бизнес провел несколько важных организационных изменений, перераспределил нагрузку и обязанности персонала в отделе закупок. Компания полностью отказалась от расчетов в Excel-таблицах для пополнения центрального склада, а организацией расчетов заказов теперь занимается всего один сотрудник. Анализ спроса и планирование запасов проходят значительно быстрее — экономя до 30% времени, которое тратилось на эти задачи ранее.
Залогом успешного управления запасами для интернет-магазина и других ритейлеров является максимально точное прогнозирование спроса: на уровне отдельных SKU, в рамках каждого конкретного распределительного центра, склада или точки продаж. Чтобы бизнес мог активно развиваться и масштабироваться, компания должна быть уверена, что ей хватит товаров, и работа с ними организована верно. Для этого нужно анализировать большие объемы данных, учитывать все факторы влияния на спрос, составлять расписания поставок и отгрузок. Эти задачи можно автоматизировать при помощи систем автозаказа, которые помогут компании выйти на новый уровень оптимизации управления закупками.