Получить данные и цифры в условиях, когда актуальной статистики почти нет, помогают качественные и количественные исследования рынка. Особенно актуальные методы — глубинные интервью или анкетирования. Они «здесь и сейчас» дают ответы на вопросы:
Чтобы получить наиболее полную информацию, рекомендую двигаться в трех направлениях.
Чтобы обеспечить высокое качество услуг и понять, насколько конкурентоспособны ваши предложения, стоит встать на место клиента и под этим углом зрения оценить свои действия.
При проведении глубинных интервью с клиентами информация собирается в свободной форме у небольшой группы респондентов. Как правило, для b2c-компаний это покупатели, для b2b-компаний — должностные лица. В последнем случае нужно ориентироваться на тех, кто принимает решения о выборе и покупке вашего продукта, то есть, например, на сотрудников отдела логистики или менеджеров по закупкам.
Наиболее эффективными методами сбора информации могут стать e-mail опрос (анкетирование) и глубинные интервью с каждым конкретным клиентом. Ценность данных увеличится, если использовать оба метода в комплексе, дополняя количественные данные качественными расшифровками. При опросе постарайтесь собрать как можно больше анкет. Например, если это исследование в b2c-секторе, опросите как минимум 100 клиентов, если качественное (глубинное) — проведите не менее десяти интервью.
Что спросить, если проводите качественное исследование клиентов:
Вы получите полную информацию о сложившейся ситуации, а в дополнение:
Если ваша компания столкнулась с оттоком покупателей, падением продаж и ростом конкуренции на рынке, то нужен конкурентный анализ.
В этом случае информацию можно собрать только с помощью глубинных интервью. Представители бизнеса ценят свое время. Они, скорее всего, не станут проходить опросы или участвовать в групповых дискуссиях. Поэтому предусмотрите несколько вариантов поощрения за участие в исследовании. Это может быть материальная компенсация или предоставление части данных — выбор способа поощрения зависит от статуса и профиля интервьюируемого. Чтобы получить достаточное количество инсайтов, нужно провести не менее восьми глубинных интервью с вашими конкурентами.
Что спросить, если вы проводите качественное исследование конкурентов:
Вы получите экспертную оценку ситуации у конкурентов, информацию о новых инструментах, которые они внедрили в практику, и о том, насколько успешно справляются с трудностями. Это поможет сформировать антикризисную стратегию и увидеть ранее скрытые для вас перспективы развития отрасли.
Насколько полной будет информация, зависит не только от открытости интервьюируемого, но и от навыка модерирования. Поэтому, прежде чем проводить исследование, уделите особенное внимание подготовке.
Часто инсайты ближе, чем кажутся: сотрудники вашей компании, которые регулярно общаются с существующими и потенциальными клиентами, могут обладать ценной информацией. Источниками таких данных могут быть как линейные специалисты (например, сотрудники call-центра), так и топ-менеджеры с разным уровнем «погружения» в специфику деятельности вашей компании: коммерческий директор, руководитель по маркетингу и т.д. Главное — наличие опыта работы с клиентами и возможность получения от них обратной связи.
В зависимости от числа сотрудников в штате уместны как качественные, так и количественные методы. К первым относятся интервью, фокус-группы, онлайн-сообщества, к вторым — опросы.
Минимальное число участников исследования зависит от размера вашего бизнеса и выбранного метода. Например, если у вас средняя или крупная компания, необходимо поговорить с не менее чем 10–20 сотрудниками.
Что спросить, если вы проводите качественное исследование сотрудников:
Компания сможет своевременно предпринять правильные шаги для удовлетворения потребностей клиентов — например, пересмотреть ассортимент или предложить новую услугу. Более того, исследование поможет составить реальную картину, насколько эффективно устроены процессы в вашей компании: что повышает лояльность сотрудников, а что, напротив, демотивирует их и служит барьером для развития. В кризис это позволит избежать массовых увольнений.