Цифровые двойники в логистике – развивающееся направление. Технологию уже внедрили некоторые крупнейшие российские ритейлеры и производственные компании: «Магнит», X5 Retail Group, «Яндекс.Маркет», «Черкизово», Danone, «Деметра» и другие. Моделирование цепей поставок помогает бизнесу создать реалистичную картину наиболее эффективного использования ресурсов на производстве, логистику и хранение товаров. Для этого нужны квалифицированные специалисты с широким набором знаний и кругозором в данных областях. О том, кто строит цифровые двойники цепей поставок сегодня, и кто востребован на рынке, рассказывает Дмитрий Красилов, руководитель направления Supply Chain Design ГК «КОРУС Консалтинг».
Ключевые компании России уже завершили базовую информатизацию своего бизнеса. Большая часть крупных игроков рынка успела внедрить основные ИТ-системы: ERP, WMS и другие. Это обеспечило им прозрачность процессов, понимание реальной картины происходящего и полную информацию о сегодняшнем дне. Но после базовой автоматизации самое время задуматься о том, что будет завтра. Компании стремятся заглянуть в свое будущее.
Игроки рынка расширяют штат аналитиков и дата-инженеров, развивая практики планирования и прогнозирования. Тренд на погружение в эти процессы и их улучшение стремительно нарастал в течение пяти лет, но последний год стал триггером для развития области. Пандемия «сломала» стандартные схемы. Чтобы бизнес эффективно работал в новых условиях, ему понадобились инструменты, способные быстро реагировать на события рынка.
Одной из областей, стремительно развивающих работу с аналитикой, стала логистика. Планирование цепей поставок помогает бизнесу понять, как должно выглядеть производство и товародвижение готовой продукции до клиента. Проектируется такая конфигурация цепочки поставок, в которой достигается максимальная эффективность для конкретной компании: для сети дискаунтеров — низкая стоимость и доступность, для ритейлера в сегменте премиум — высокий уровень сервиса.
В этом контексте мы все чаще слышим сочетание «цифровой двойник цепи поставок». Это математическая модель, которая собирает массив данных о компании: расположение производств и складов, маршруты доставок, точки продаж и многое другое — чтобы на их основе просчитать, как использовать существующие мощности и ресурсы с максимальной выгодой, где найти точки роста и как оптимизировать процессы.
Есть три уровня планирования: операционное (на дни или недели вперед), тактическое (на ближайшие 12-18 месяцев) и стратегическое (охватывает горизонт нескольких лет). У разных видов планирования могут быть разные заказчики — к примеру, в FMCG и ритейле информация необходима директору по цепям поставок или операционному директору.
Все эти планы готовят специалисты по анализу, моделированию цепи поставок, оптимизации запасов и транспортной логистики. Используя оптимизационную математику, Machine Learning и Big Data, они создают модели бизнес-процессов, которые точно отражают операции, быстро реагируют на изменения и пересчитывают результаты с учетом новых факторов, колебаний рынка, бизнес-задач и ограничений. Также они прорабатывают гипотезы и сценарии развития цепи поставок.
Именно поэтому необходимый минимум компетенций такого специалиста – микс функциональных и отраслевых знаний: логистики, конкретной индустрии (к примеру, ритейла), и математики.
Раньше компании, чтобы получить в штат специалиста по моделированию цепей поставок, нужно было самостоятельно «растить» его внутри. При этом изначальное образование будущих профессионалов часто никак не было связано с логистикой — общим являлся лишь математический бэкграунд. Сотрудники начинали работать в сфере моделирования цепей, на практике решали задачи, расширяли знания и через какое-то время становились профессионалами. В среднем такой рост занимал минимум 2 года: за это время проходила трансформация из ученика в полноценного специалиста, который строил и поддерживал модели.
Сейчас спрос на профессионалов в области растет — растет и требование к их подготовке. Формируется институт профильного образования. В России на специалистов по моделированию цепей поставок учат, к примеру, в ВШЭ и МАДИ. За рубежом сильные вузы есть в Швеции, Германии, Англии, Америке. В последней находится MIT (Массачусетский технологический институт) – цитадель, которая готовит самых лучших спецов. Его выпускники – особый уровень, они сразу готовы работать в дирекции по цепочкам поставок.
Несмотря на развитие системы образования, рынок испытывает дефицит специалистов.
Российские компании относительно недавно осознали необходимость инвестиций в профильные решения для оптимизации цепей поставок — это произошло около 3-5 лет назад. Чтобы внедрять их, бизнесу нужны сотрудники, которые, с одной стороны, понимают, как цепочки поставок функционируют, с другой – могут адекватно работать со специализированными инструментами и поддерживать их с точки зрения бизнес-наполнения: правильным образом генерировать планы, обновлять их, сопровождать. Поэтому «голод» есть, и достаточно явный.
Яркий пример – компания «Магнит». У ритейлера была очевидная потребность в том, чтобы внедрить инструмент для планирования цепей поставок. Дальше, когда дело дошло до его сопровождения и развития, «Магнит» понял, что специалистов для этого внутри компании нет. В итоге организовали совместную образовательную программу, которая помогла подготовить таких экспертов. К проекту подключился и разработчик программного обеспечения для планирования цепей поставок — LLamasoft. Для них это стало первым опытом корпоративного обучения — ранее вендор сотрудничал лишь с университетами. Почти все выпускники данной программы сейчас трудоустроены: из 10 человек 6 получили предложение о работе от «Магнита», еще трое — от других крупных российских компаний.
Моделирование цепей поставок — привлекательный для бизнеса инструмент. Он позволяет проверять гипотезы в безрисковой среде и принимать обоснованные решения, которые будут способствовать сокращению расходов компании, ее развитию. Для того, чтобы это было реально, нужны гуру — те, кто понимают логистические процессы и разбираются в математике. Но пока профессионалы в области создания цифровых двойников цепей поставок похожи на спецназовцев: их немного, набор их компетенций и знаний уникален и стоит дорого.