СПб +7 (812) 677-56-90    МСК +7 (495) 647-50-46 EN

Миграция в облака: типовые проблемы

07.12.2015

В рамках недели облачных технологий на портале сообщества ИТ-директоров России Global CIO Андрей Мелузов, руководитель департамента ИТ-аутсорсинга ГК "КОРУС Консалтинг" поделился своим взглядом на типовые проблемы при миграции данных в облако.

В своей облачной практике мы реализуем проекты, в основном, на двух платформах от Microsoft: Microsoft Azure и Microsoft Office 365. На базе Microsoft Office 365 наша команда прежде всего осуществляет проекты по миграции почтовых систем в облачную инфраструктуру. В последнее время мы замечаем рост требований, выдвигаемых заказчиками к почтовым сервисам. Среди наиболее востребованных – безопасный доступ и повышенная вместимость почтовых ящиков. Зачастую, ИТ-службы не готовы предоставить своим бизнес-пользователям высокие показатели отказоустойчивости и безопасности в локальных версиях. В связи с этим, все чаще и чаще данный тип информационных систем выносится в облако.

Почему именно Microsoft Office 365?

Основной причиной я могу назвать тот факт, что к почтовому сервису Exchange, на базе которого чаще всего разворачивается большинство почтовых сервисов, пользователь уже привык. Это всеми узнаваемый интерфейс календарей, адресных книг и наиболее близкий сердцу клиента Outlook, востребованный уже на протяжении долгих лет. Как правило, переучиваться на что-то новое у заказчиков зачастую нет ни сил, ни времени.

Проект миграции в облачную среду обычно состоит из трех стадий. В первую мы включаем анализ имеющихся систем у заказчика, смотрим, из каких почтовых сервисов переводится почта, какие способы и объемы данных необходимо перенести (количество учетных записей и объемы почтовых ящиков). Вторая стадия – это непосредственно сам процесс миграции данных, когда мы осуществляем подключение к локальным почтовым системам и «забираем» информацию из почтовых ящиков сотрудников, проводя сопутствующие настройки: переносим учетные записи сотрудников, производим интеграцию с инфраструктурой заказчика. Третий этап заключается в оказании помощи пользователям в освоении сервиса. На этой стадии мы проводим консультации для сотрудников, высылаем инструкции, рассказываем о преимуществах нового сервиса для повышения общего пользовательского уровня со стороны клиента.

Проблемы чаще всего носят локальный характер и возникают на рабочих местах пользователя. К примеру, у клиента устаревшая версия Office 365 и ее нужно обновить, или пользователь забыл пароль своей учетной записи. В случае, когда требуется дополнительная консультация наших экспертов, мы решаем вопросы удаленно или на рабочем месте пользователя.

В трудных ситуациях, когда необходимо участие вендора, мы обращаемся в техническую поддержку Microsoft. Совместно мы устраняем самые сложные технические проблемы. Приведу пример: у одного из наших заказчиков возникли сложности с отправкой почты – требовался слишком большой временной интервал для отправки писем из почтового ящика. Мы прошли все уровни техподдержки для решения этой задачи, привлекли специалистов по поддержки из американского подразделения Microsoft, но смогли выявить и решить проблему в достаточно короткие сроки.

Можно ли потом вернуться из облаков обратно? С точки зрения проекта по обратной миграции из облачного приложения в локальную версию все выглядит примерно также. В нашей практике есть пример, когда совместно с коммерческим предложением по миграции в облачную среду параллельно мы делали второй по возврату из нее. Для клиента это был некий способ подстраховаться на случай, если что-то пойдет не так. Однако с реальными кейсами по возврату из облачных приложений в нашей практике мы не сталкивались.

Сервис, который внедряем мы, на 100% соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. В наших проектах мы интегрируем Active Directory заказчика с облачным сервисом, то есть все работы с учетными записями, которые могут быть признаны персональными, происходят локально в офисе клиента и только потом отправляются в облачную среду.

Microsoft Azure представляет собой не только сервис для облачных структур, но и платформу для выстраивания ИТ-инфраструктуры, некий конструктор. Его мы можем выстраивать именно из тех решений, которые нужны клиенту, существенно экономя при этом бюджет заказчика.

Существует несколько сценариев работы с платформой Azure. При первом мы выгружаем данные из локальной версии системы заказчика и помещаем их в облако, используя при этом сервер, расположенный в Azure.

Второй сценарий мы используем, когда клиент хочет пользоваться собственным сервером Exchange, но в облачной инфраструктуре. В этом случае мы разворачиваем в Azure традиционный Windows-сервер, интегрируем его с Exchange-сервером и предоставляем заказчику для использования.

В Azure мы сейчас реализуем один нетиповой проект – конкретно на платформе Azure Media Services. Это пилотная версия сервиса для трансляции спектаклей одного из ведущих театров Санкт-Петербурга в интернете. Концепция данного проекта заключается в возможности увидеть спектакль в режиме онлайн через браузер или мобильное устройство. Мы рассчитываем, что сервис будет оценен по достоинству и найдет отклик в сердцах поклонников театрального искусства.

Материал размещен на портале Global CIO 07.12.2015