Итоги первой половины 2020 года для рынка облачной ИТ-инфраструктуры оказались весьма красноречивыми: очевидно, компании распробовали новые решения, и они будут и дальше пользоваться ИТ-инфраструктурой на аутсорсе, ведь это экономит бюджет и помогает строить более гибкий бизнес. Так, за январь-июнь 2020 года спрос на российском рынке облачных услуг вырос на 30% год к году, подсчитали в «ТМТ Консалтинг». Наиболее значимый рост (43%) пришелся на сегмент IaaS (Infrastructure as a Service, перенос вычислений на сторонние мощности). Спрос растет и в сегменте SaaS (Software as a Service, модель, при которой поставщик разрабатывает ПО и дает к нему доступ через интернет): он прибавил 24% в этот же период.
Традиционные информационные системы предприятия постепенно переезжают в облака, в первую очередь это касается систем проектного управления и документооборота. Клиенты стали также активнее использовать из облака сервисы VDI (Virtual Desktop Infrastructure, виртуализация рабочих мест) и видеоконференцсвязи, говорит директор по развитию «КРОК Облачные сервисы» Максим Березин.
На российском рынке облаков был отмечен спрос примерно на 70% выше плановых показателей потребления, говорят в Softline. С марта по май 2020 года в Mail.ru Cloud Solutions и Tarantool зафиксировали «аномальный рост спроса» на облачные сервисы – на 15% сверх запланированных показателей. За 2019 год количество пользователей платформы Yandex.Cloud увеличилось на 35%, а число крупных компаний выросло в два раза, говорят в «Яндексе». Лучше всего у «Яндекса» растет аренда вычислительных мощностей, сервисы на базе машинного обучения и управляемые базы данных. В ближайшие три-четыре года рынок облаков продолжит показывать рост в 25-30% ежегодно, считают в МТС.
Эксперты связывают такой взрывной интерес бизнеса к переходу в облака с карантином и повсеместным переходом на удаленку. Возросшая нагрузка на ИТ-системы в период пандемии – удаленный доступ к ресурсам, резкий рост потребности в дистанционных сервисах – послужила толчком к использованию облачных сервисов. Предприятиям было важно, с одной стороны, быстро масштабировать свои вычислительные мощности, а с другой – избежать капитальных затрат в развитие собственной инфраструктуры, которые могли бы стать критичными в сложившейся экономической ситуации. Еще одной проблемой стала и вынужденная оперативность: мало кто способен в течение считаных дней своими силами развернуть собственные центры обработки данных.