Задать вопрос эксперту

Задать вопрос
эксперту

Мария Бар-Бирюкова

заместитель генерального директора

Скрыть

Светлана Вронская

директор по маркетингу и PR

Свяжитесь с нами!

+7 (812) 677-56-90

+7 (495) 647-50-46

Светлана Вронская,
директор по маркетингу и PR

Госуслуги станут доступнее с CityDocs.Ru

21 октября 2010 г.

Госуслуги станут доступнее с CityDocs.Ru

В Санкт-Петербурге создан сервис, с помощью которого можно самостоятельно подготовить пакет документов для подачи в государственные органы, не обращаясь к услугам фирм-посредников.

CityDocs.Ru – уникальный на сегодняшний день проект. Впервые горожане получили набор сервисов, позволяющий самостоятельно (без услуг коммерческих посредников) и без ошибок заполнять заявления, бланки, квитанции для получения госуслуг. На сайте www.CityDocs.Ru можно скачать программы, которые не только предоставляют всю необходимую информацию о порядке подачи документов, но и помогают заполнить необходимые документы для предоставления в госорганы.

Сейчас на сайте открыты сервисы по подготовке документов для регистрации автомобиля в ГИБДД, оформления договора купли-продажи транспортного средства, получения, обмена или восстановления водительского удостоверения. В ближайшее время список сервисов дополнится возможностью подготовки документов на получение загранпаспорта и шенгенской визы. В планах разработчиков – расширение количества сервисов: пользователям CityDocs.Ru будет доступна самостоятельная подготовка документов для получения практически любых госуслуг. В настоящее время базовый набор сервисов доступен бесплатно.

«Мы создали CityDocs.Ru в рамках общей стратегии развития госуслуг для населения в электронном виде в России, - рассказывает генеральный директор компании-разработчика «КОРУС Консалтинг» Александр Семенов. – По нашей оценке, этот сервис будет пользоваться огромным спросом за счет своей актуальности для большинства горожан: он поможет избавиться от лишней инфраструктуры в виде многочисленных посредников между государством и гражданином, предлагающих услуги правильного заполнения документов на коммерческой основе. Уже сейчас, при том, что проект только стартовал, программу с сайта ежедневно скачивают 5-10 человек».

«Значительная часть анкет, заявлений, бланков для подачи в госорганы составлена таким образом, что обычный человек просто не может заполнить их правильно, не сделав ни одной ошибки, и этим пользуются посредники, - говорит Александр Семенов. - Около 50% граждан при оформлении документов предварительно пользуются услугами посредников, которые заполняют бланки, заявления, квитанции и т.п. Правильно заполнить заявление на получение, например, загранпаспорта могут только 25-30% граждан и то не с первого раза! При этом правила и порядок заполнения постоянно меняются, и если вы не допустили ошибки сегодня, это не гарантирует правильность заполнения документов в следующий раз: вы их подадите, а они вам вернутся – все это трата времени, сил и денег. А квитанции на оплату госуслуг? Не только коммерческие организации-посредники, но и отделения «Сбербанка» оказывают платную услугу по заполнению квитанций – самостоятельно внести все данные без ошибок очень трудно».

Оценка рынка

По данным «КОРУС Консалтинг», в настоящее время в Санкт-Петербурге только в области оформления транспортных средств и водительских удостоверений действует около 10 специализированных коммерческих центров, «помогающих» в оформлении документов за весьма значительные деньги. Коммерческие организации «помогают» совершить около 600 тыс. регистрационных действий в год. Средняя стоимость подобной коммерческой услуги - около 1000 руб., таким образом, объем рынка коммерческих регистрационных услуг – порядка 600 миллионов рублей в год (без обмена водительских удостоверений и техосмотров). К этим суммам добавляются услуги по страхованию (страховые компании возвращают коммерсантам-регистраторам до 40% от стоимости страхового полиса ОСАГО), квитанции и тому подобные «мелочи» вроде фотографий.

Еще миллиард рублей в «кассу» коммерческих регистраторов дают загранпаспорта, в год их в Санкт-Петербурге оформляется около 600 тысяч. Тариф за правильное заполнение документов - около 1500 руб. Кроме того, есть услуги по «ускорению» получения. Рынок помощи в сборе документов для получения других услуг ФМС – приглашения иностранным гражданам, разрешения на временное проживание, визы, регистрации, разрешения на работу – «стоит» около 2 миллиардов рублей в год.

Еще примерно в 5 миллиардов рублей в год оценивается рынок оформления документов для получения госуслуг в таких структурах, как ФРС, ФНС, УЛРР (лицензионно-разрешительная деятельность, охранные структуры).

Госуслуги станут доступнее

У проекта CityDocs.Ru, по словам Александра Семенова, две основные цели: предоставить гражданам верную информацию, где, когда и как оформить соответствующий документ и помочь быстро и без ошибок заполнить все необходимые заявления, анкеты, квитанции для подачи в госорганы, а также облегчить самим госструктурам прием документов, увеличить скорость их обработки. «В перспективе, все документы, которые пользователь будет заполнять при помощи CityDocs.Ru, могут быть снабжены бар-кодом. В отделах делопроизводства госорганов достаточно будет поставить считыватели баркодов, чтобы существенно ускорить процесс обработки документов, - подчеркивает генеральный директор «КОРУС Консалтинг». – Сотрудникам учреждений не придется вручную переносить данные из заявления в базу данных: бар-код будет считываться, а все сведения добавятся в базу автоматически. Мы надеемся, что этот очевидно выгодный госорганам и гражданам сервис будет поддержан руководствам различных государственных структур на федеральном и местном уровнях».

Воспользоваться сервисом очень просто: нужную программу надо скачать с сайта и установить на компьютер (поддерживаются ОС семейства MS Windows), после чего в пошаговом режиме заполнить все необходимые поля, пользуясь справочниками и подсказками системы. CityDocs.Ru также проверяет правильность заполнения полей. Итоговый документ можно сохранить или распечатать для предоставления в нужную инстанцию, адрес которой, контактные телефоны и часы работы также подскажет CityDocs.Ru. Сотрудники системы постоянно отслеживают все изменения в правилах, содержании и регламенте подачи документов в госорганы, изменения отражаются в сервисах. Поэтому на сайте CityDocs.Ru отмечается, что программы предоставляются пользователю на срок в 30 дней – если используется приложение, скачанное с сайта раньше, его поля для заполнения и справочники уже могут устареть.

«Наш программный продукт построен на интерфейсе, который создавался для операторов, вносящих в базу большие объемы данных, - говорит Александр Семенов. – Именно поэтому используется «толстый клиент», который надо устанавливать на компьютер. С одной стороны, это не очень удобно, но с другой стороны - для конечного пользователя минимизирован риск ошибиться при вводе информации. Кроме того, поскольку приложение установлено на компьютере клиента, не возникает проблемы хранения и защиты персональных данных. При этом у нас в планах - разработка веб-интерфейсов для всех сервисов CityDocs.Ru, для чего будет произведен комплекс мероприятий по обеспечению безопасности, т.к. в этом случае «КОРУС Консалтинг» будет уже выступать в роли оператора персональных данных».

Инвестиции в проект

Новый проект для компании-разработчика - пока инвестиционный. По словам Александра Семенова, инвестиции в разработку сервиса на данный момент составляют порядка 3,2 миллиона рублей. Монетизировать сервис создатели рассчитывают за счет рекламы на сайте и коммерческих сервисов для юридических лиц. В дальнейшем планируется масштабировать проект на другие российские регионы - «КОРУС Консалтинг» рассчитывает стать межрегиональным центром компетенции по внедрению электронных сервисов подачи документов в госорганы. Кроме того, возможно создание приложений для отдельных отраслей, например, для страхового и финансового рынков.

«CityDocs.Ru – уникальный на сегодняшний день проект, ничего подобного в стране нет, - отмечает Александр Семенов. - Когда этот сервис охватит большее количество госуслуг, чем сейчас, фирмы-посредники между государством и гражданином станут попросту не нужны. Выгода очевидна для всех: граждане смогут существенно экономить, ведь оформить даже самые простые документы стоит минимум 1500-3000 рублей, а госорганы смогут повысить качество и эффективность своей работы, благодаря более быстрому и безошибочному приему и обработке заявлений - в полном соответствии с заявленным государством курсом на модернизацию».

По мнению разработчиков сервиса, CityDocs.RU - идеальный пример сервисного подхода к отношениям государства с бизнесом и частными лицами. Сегодня в государственных структурах образовался огромный массив данных разного рода, которые требуются бизнесу и гражданам. «Электронную Россию» можно построить гораздо быстрее, если не только реализовывать масштабные проекты «сверху», но и проявлять инициативу «снизу». Роль государства – в развитии широкополосного доступа в Интернет по всей стране и в обеспечении законодательной базы, а компании-разработчики смогут самостоятельно создавать полезные веб-сервисы, которые будут чрезвычайно востребованы населением и бизнесом. Эти сервисы могут быть полностью бесплатными, либо предоставляться за умеренную плату, сопоставимую, например, со стоимостью бумажной выписки из госреестра. В любом случае, стоимость пользования сервисами будет гораздо ниже услуг коммерческих посредников», - подчеркивает Александр Семенов.

Напомним, что у «КОРУС Консалтинг» - значительный опыт разработки и предоставления электронных сервисов в России, в том числе в сфере документооборота. «КОРУС Консалтинг» с 2003 года оказывает услуги внешнего обмена электронными документами (EDI). В настоящее время EDI-сервисом системного интегратора пользуется более 6000 компаний, преимущественно оптовые компании, крупные торговые сети, их партнеры и поставщики. Помимо этого, «КОРУС Консалтинг» предоставляет ИТ-сервисы «Электронный back office», «Электронный дневник учащегося», сдача отчетности в электронном виде в госорганы (налоговые, Пенсионный фонд, ФСС и пр.). Одна из последних разработок – «Кабинет бухгалтера», сервис, позволяющий юридическим лицам обмениваться бухгалтерскими документами в электронном виде.