Задать вопрос эксперту

Задать вопрос
эксперту

Мария Бар-Бирюкова

заместитель генерального директора

Скрыть

Светлана Вронская

директор по маркетингу и PR

Свяжитесь с нами!

+7 (812) 677-56-90

+7 (495) 647-50-46

Светлана Вронская,
директор по маркетингу и PR

Бунт: осмысленный и необходимый.  Повесть о том, как «КОРУС Консалтинг» переходил на EMC Documentum 6.5

8 декабря 2009 г.

Бунт: осмысленный и необходимый. Повесть о том, как «КОРУС Консалтинг» переходил на EMC Documentum 6.5

Департамент Documentum компании «КОРУС Консалтинг» одним из первых в России завершил перевод типового решения системы электронного документооборота с версии EMC Documentum 5.3 на версию 6.5.


Александр
Аксельрод

Это очень скучная фраза, и дальше можно не читать. Тем более, что такие занудства могут быть интересны только узким специалистам. Подумаешь, интегратор перешел с одной версии платформы на другую. А постоянные пользователи предыдущей версии могут даже забеспокоиться: зачем нам что-то менять, если все устраивает?

Директор департамента Documentum «КОРУС Консалтинг» Александр Аксельрод отвечает на незаданные вопросы, рисует перспективы и выступает в защиту прогресса.

Пролог

Хочу поделиться с вами, уважаемые читатели, хорошей новостью – мы завершили работы по миграции типового решения системы электронного документооборота с версии EMC Documentum 5.3 на версию 6.5.

«Любители» Documentum, как правило, задают вопрос «Ну и как переходили?» и ждут стандартного ответа: «Долго и мучительно». А на вопрос «Как оцениваете результаты перехода?» их порадует только один вариант ответа: «Как русский бунт – бессмысленный и беспощадный».

Так вот, спешу заверить: ни того, ни другого не случилось. Но обо всем по порядку.

Бессмысленно.

Предлагаю начать с вопроса «зачем» - зачем мы вообще затеяли перевод нашего решения на новую версию платформы? Есть СЭД на версии 5.3, ей уже несколько лет, столько вложено сил и средств, зачем что-то менять?

Ведь всем известно: «коварные американские капиталисты» выпускают новые версии софта, чтобы заработать еще больше денег на «глупом и доверчивом потребителе». С этим тезисом сложно спорить. Действительно, основная цель деятельности EMC, как и других вендоров и всех компаний во всем мире, в конечном счете – извлечение прибыли. Корпорация чего только для этого ни делает, а именно:

  • улучшает технические показатели платформы (производительность, масштабируемость, стабильность);
  • внедряет новые технологии (Web 2.0, XML-репозиторий, веб-сервисы, SOA, управление мультимедийным контентом);
  • совершенствует интерфейс (технологии AJAX, интеграция с офисными приложениями, специализированный интерфейс для мобильных устройств, новые клиенты для пользователей: My Documentum – прозрачный доступ к репозиторию документов, Media WorkSpace –интерфейс, обеспечивающий простоту и гибкость в работе с большими медиа-файлами, TaskSpace – все возможности BPM в единой среде);
  • усиливает безопасность (механизмы назначения прав, регламенты управления хранением записей, шифрование копий записей в кэше удаленных офисов …).

То есть, следуя мысли наших виртуальных оппонентов - «коварно обманывает пользователей».

И мы, каюсь, пошли на поводу у «коварных разработчиков». Другими словами, решили не отставать от прогресса и воспользоваться новыми возможностями платформы - для того, чтобы сделать наше решение более удобным и функциональным, а, значит - современным.

Долго. Самая короткая глава.

3 месяца работы наших разработчиков для перехода на новую версию - это много или мало? Мы считаем, что нормально.
1 день для перевода клиента на новую версию – это много или мало? Мы считаем, что много – на новой версии будем стараться делать это еще быстрее.

Мучительно.

Мучились ли мы с большим объемом кастомизации программного кода, попутным рефакторингом и реинжинирингом? Для конечного пользователя эти изменения вообще останутся незаметными, но именно они качественно улучшают функциональные характеристики платформы. Цель рефакторинга - сделать код программы более легким для понимания. Следующим шагом является реинжиниринг - расширение функциональности программного обеспечения.

После перехода на новую версию объем кастомизированного кода в решении уменьшился на треть. Как считаете, было ли разработчикам больно удалять сотни строк кода, «нажитых непосильным трудом», и заменять их несколькими строками вызовов нативного (родного) кода платформы? Ответ очевиден.

Гораздо более важный вопрос – будет ли впоследствии переход «мучительным» для заказчика, у которого уже работает несколько тысяч пользователей, обрабатываются миллионы документов? Как переходить в такой ситуации? На этот вопрос у нас уже есть ответ, а точнее – опыт реализованных проектов.

В ОАО «Южная телекоммуникационная компания» переход с версии Documentum 5.2 на новую версию 5.3 был осуществлен всего за один день, абсолютно безболезненно с точки зрения управления предприятием. Наши специалисты заранее провели обучение (как правило, обучается 30 человек в день), в воскресенье выключили старую систему, осуществили миграцию необработанных документов (обработанные документы были импортированы в новую систему заранее), подключили новую версию, в понедельник пользователи начали работать с новой версией. На момент перехода в системе работало 400 пользователей, был загружен миллион документов. При этом переход был осуществлен на совершенно другую (с точки зрения кастомизации) систему.

Аналогичным образом переход с 5.2 на 5.3 был осуществлен и в другой крупной телекоммуникационной компании - ОАО «Уралсвязьинформ».

«Беспощадно»

Давайте затронем самый важный вопрос – финансовый, для нас - как производителя решения, и для заказчика - как потребителя.

Наши затраты – это дополнительные вложения в обучение своих специалистов и трудозатраты на саму реализацию нового решения. В проекте перевода нашего решения на новую версию 6.5 в «КОРУС Консалтинг» участвовали 3 человека: один разработчик со знанием версии 6.5, второй разработчик - специалист в версии 5.3, который прошел специальное обучение, и тестировщик. Большие ли это затраты, с учетом того, что специалисты в дальнейшем смогут работать с новой версией платформы? Мы считаем, что эти затраты окупятся на ближайшем же проекте.

С точки зрения заказчика переход на новую версию потребует затрат на обучение и работу специалистов. При этом, если сохраняется прежний вид интерфейса, пользователи вообще не заметят никакой разницы в системах, за исключением того, что появятся дополнительные функции, увеличится скорость работы. Существенны ли затраты по переходу для заказчика? Вообще любые затраты существенны, вопрос в том, что вы получаете взамен. Если получаемый результат - увеличение удобства работы с системой, скорости обработки информации, повышение надежности ее хранения, может, задумаемся?

Эпилог

И все-таки, может быть, не нужно переводить СЭД на новую версию? Ведь и так работает. Вспомним бессмертное: «Работает – и не трогай».

Наш ответ - нужно. Нужно, чтобы не следить за быстрыми и успешными компаниями с обочины прогресса. Нужно для того, чтобы иметь возможность полагаться на систему в самый критический момент. Нужно, чтобы скорость принятия важных решений соответствовала потребностям современной экономики.

Да, переход потребует затрат. Приобретение плоского ЖК-телевизора тоже требует затрат, но их активно покупают, причем покупают владельцы еще работающих ЭЛТ-телевизоров. А производители телевизоров практически прекратили выпускать электронно-лучевые модели (несмотря на то, что качество картинки TV-каналов у «трубочных» не хуже). Почему? Да потому, что прогресс по определению требует затрат, но они с лихвой окупаются - от использования новых возможностей, которые нам дает этот самый прогресс.

Александр Аксельрод
Директор департамента Documentum «КОРУС Консалтинг»

Более подробно о новой версии Documentum 6.5 читайте в блоке «На пике прогресса» на главной странице сайта.