Задать вопрос эксперту

Задать вопрос
эксперту

Мария Бар-Бирюкова

заместитель генерального директора

Скрыть

Светлана Вронская

директор по маркетингу и PR

Свяжитесь с нами!

+7 (812) 677-56-90

+7 (495) 647-50-46

Светлана Вронская,
директор по маркетингу и PR

Электронный бюллетень «КОРУС Консалтинг»

%title%

Подборка ключевых тем, событий и тенденций в мире корпоративного управления и новых технологий.

%submenu%
Образование: последний рубеж

Образование: последний рубеж

В нашем мире все чаще - и это совершенно справедливо - награждают по заслугам. Сегодня главная цель любого предприятия – человеческий капитал: как найти его, воспитать и сохранить. Какой бы сферы мы ни касались, везде цифровые технологии делают нашу работу более эффективной, создавая профессии, которые еще несколько лет назад просто не существовали, и освобождая нас от прошлой тяжелой зависимости от времени и расстояния. Это справедливо для всех сфер деятельности, кроме одной – образования.

Только задумайтесь об этом. В любой другой сфере жизни, человек, очнувшись после пятидесятилетнего сна, не узнал бы мир вокруг себя. Но только не в образовании. Наши школы остаются последним источником сопротивления цифровой революции. Человек, пробудившийся после пятидесятилетнего сна, обнаружил бы, что классы выглядят практически также, как в Викторианскую эпоху: учитель стоит перед классом полным детьми, с учебником, доской и мелом.

Друзья мои, мы имеем дело с громадной потерей воображения. Хуже, это отказ от ответственности перед нашими детьми и внуками – и ограничение нашего будущего.

Мы знаем старый ответ: просто вбухивать деньги в решение проблемы – не есть решение. В моей родной стране расходы на начальное и среднее образование в течение последних тридцати лет были увеличены вдвое, и, тем не менее, оценки на экзаменах остаются весьма посредственными. Причина того, что инвестиции в образование оказываются бесполезными, состоит в том, что большая часть денег подпитывает систему, которая не приспособлена для образования. А мы, американцы, все еще удивляемся, почему у нас встречаются города типа Детройта, в которых почти половина населения не умеет читать, а малообразованные слои населения практически не имеют возможности как-то повысить свой уровень жизни.

Отсталые бездарные руководители скажут вам, что проблема заключается в том, что дети, которых они учат, слишком бедны, принадлежат неблагополучным семьям, или иммигранты, которые не понимают культуру. Это полная чушь. Такое заявление высокомерно и абсолютно неприемлемо.

В таких странах как Китай или Индия, люди знают, что не могут позволить себе оправданий. Когда я бываю в этих странах, я поражаюсь, как хорошо они используют свои ресурсы, хотя у них ресурсов гораздо меньше, чем у нас, и как рьяно они перенимают инновации. Этот дух проявляется и при сравнении персонала в международных компаниях, где большинство топ-менеджеров – из Азии, а те, кто скатываются к среднему или низшему звену, - из индустриализованного Запада.

Конечно, необязательно быть азиатом, чтобы быть успешным. В моем родном городе я был поражен «Академией Успеха Гарлема» – большая школа для афро-американцев, располагающаяся в одном из беднейших районов Америки. Соседние со школой территории – рассадник всех социальных нарывов, которые любят приводить в пример, чтобы объяснить неудачи. Но в этой школе устанавливают высокие стандарты. Проводят экзамены. Настаивают на том, чтобы родители проверяли домашнее задание у своих детей. В старших классах они используют последние технологии, в том числе, электронные книги и ноутбук. И добиваются результатов: ученики этой школы набирают баллы на экзаменах не меньшие, чем ученики школ для талантливых и одаренных детей: этот пример показывает, что человеческий капитал можно создать даже в экстремальных условиях.

Если бы мы узнали, что на нашем участке имеется золотая жила, мы бы сделали все возможное, чтобы добыть золото из-под земли. В образовании, наоборот, мы зарываем потенциал миллионов детей в землю.

К счастью, мы можем изменить ситуацию. Цифровые технологии, которые изменили все стороны современной жизни, могу изменить образование, обеспечить наш бизнес талантами и дать сотням миллионов молодых людей возможность оставить свой след в глобальной экономике.

Мы должны начать с развития воображения у нашей молодежи. Ключ к этому – не компьютер, планшет или какое-то другое устройство. Ключ к этому – программы, которые расшевелят учеников, помогут в их обучении, заставят самостоятельно мыслить. Все исследования показывают, что чем более интерактивно и персонализировано обучение, тем лучше студенты учатся.

Некоторые организации, которые смотрят вперед, уже подсказали нам идею, как это может выглядеть на практике. Одно обычное издательство учебников заключило партнерство с Apple по обучению алгебры. В двух небольших школах в Калифорнии детям раздали бесплатные iPad-ы и разработали программу, которая предоставляет детям инструкцию-руководство, немедленный ответ на практические вопросы и доступ к сотням видеороликов. Если ученики не усвоили тему урока с первого раза, они могут посмотреть этот урок повторно столько раз, сколько потребуется. Кто-то удивлен тому, что, по словам учителей, ученики, которые используют эту программу по алгебре, сдают экзамены лучше, чем те, которые ее не используют.

Развитие воображения у молодежи подводит нас ко второму пункту: индивидуальное обучение.

В СМИ и маркетинге мы научились тому, как разделять аудиторию на сегменты, чтобы люди получали те новости, которые им интересны, а товары доходили именно до нужных потребительских аудиторий. Теперь нам надо применить этот опыт в образовании –персонализировать материал для каждого ученика, сделать так, чтобы каждый школьник находил интересное для себя в образовательных дисциплинах. Если одаренный ребенок может освоить четырехлетний курс за два года, неужели нам не следует поддерживать его в этом. Точно так же, если кому-то требуется больше времени на усвоение материала, разве мы не должны помочь ему в этом?

К сожалению, к слишком большому числу учеников в слишком большом числе классов применяется одинаковый подход. Спросите учителей, к чему это приводит. Спросите у них, как это – справляться одновременно с тридцатью учениками в классе, каждый из которых – индивидуален, усваивает материал в своем собственном темпе и имеет свой собственный лучший способ обучения. Сейчас большинство детей вынуждено усваивать материал по одному и тому же плану, одинаковым способом и в одном темпе. Это только угнетает детей, которые могли бы выполнять более сложные задания и вместе с тем оставляет в «неуспевающих» тех, кто не может работать в этом темпе.

У нас уже есть одна программа, которую мы устанавливаем на iPad. Она применяется в школах для детей американских военных на военной базе на Окинаве. С помощью этой программы учитель может мгновенно проверить, как ребенок продвигается в чтении, и составить индивидуальный учебник на следующие десять дней. Родители могут в любой момент проверить, сколько их ребенок выучил. Я обещаю вам – это только начало. Во всех сферах нашей экономики цифровые технологии подталкивают бизнес к тому, чтобы давать потребителям возможность выбирать одежду, кухню, новости, подходящие именно для них. То же самое мы должны сделать в образовании.

Наконец, благодаря цифровым технологиям мы может привести лучших в мире мыслителей к каждому студенту, в любой точке земного шара, за минимальную плату. Не так давно вам надо было быть богатым, чтобы услышать лучшую оперу или симфонию. Теперь вам достаточно скачать запись любимого концерта Моцарта всего за один доллар. И вы можете слушать его, сколько захотите. Т.е. если в Бретани есть один преподаватель, который разработал лучший курс по истории Франции, нет причины, по которой этот курс нельзя немедленно сделать доступным для любого студента во Франции или во Вьетнаме.

Технологии никогда не заменят учителя. Но мы можем облегчить каторжный труд преподавателя.

Я говорю не о каком-то экзотическом, отдаленном или фантастическом будущем. Все, о чем я упомянул, я видел сам.

В Корее я был поражен, когда узнал, что живой тридцатимиллиардный потребительский рынок факультативного образования сделал из выдающихся учителей национальных знаменитостей: некоторые из них получают зарплаты, сопоставимые с доходами звезд спорта и кино.

В Швеции я посетил инновационную школу, известную как Школа IKEA. Обучение здесь поддерживается «порталом знаний», на котором собраны все дисциплины. В этой школе все обучаются в индивидуальном темпе и сообразно своим интересам, а учителя уделяют детям много внимания в индивидуальном порядке. Такой подход оказался возможен, поскольку существующая система поощряет конкуренцию между школами, позволяя родителям использовать общественные деньги и при этом самим выбирать школу, которая лучше всего подойдет для их ребенка. Это распространяется и на частные и на коммерческие школы.

Сейчас это только частные случаи. Наша задача – вобрать лучший мировой опыт и сложить его в единое целое.

В наших дворах живут миллионы молодых людей, чьи головы – ключ к нашему будущему. Время настаивать на том, чтобы наши школы использовали все возможные технологии, чтобы раскрыть этот потенциал, и обращаться с ним, как с драгоценным ресурсом, коим он и является.