• Задать вопрос эксперту

Свяжитесь с нами!

+7 (812) 677-56-90

+7 (495) 647-50-46

Задать вопрос эксперту

Задать вопрос
эксперту

Мария Бар-Бирюкова

заместитель генерального директора

Скрыть

Ирина Панасенкова

коммерческий директор

  • Задать вопрос эксперту

Свяжитесь с нами!

+7 (812) 677-56-90

+7 (495) 647-50-46

DE FACTO

Об инновациях и бизнесе

Светлана Вронская,
директор по маркетингу и PR

(495) 647-50-46, (812) 677-56-90

Облака в вашем бизнесе: от теории к практике

/// Интервью ///

>> Назад

Мы стали одними из пионеров в России,
кто решил использовать Office365

Мы стали одними из пионеров в России,</span><br/><span>кто решил использовать Office365

О том, почему «облака» – это закономерный выбор такой передовой компании как Yota Devices, какие риски и возможности дают «облачные» сервисы и что ждет рынок «облаков» в России рассказывает Владимир Саган, ИТ-менеджер Yota Devices.

Как выглядит ИТ-инфраструктура Yota Devices? Как построена ИТ-служба в Yota Devices?

Отвечая на эти вопросы, я бы начал с краткого описания тех клиентов, которые у нашей ИТ-службы есть. Первая группа - это штатные сотрудники всех подразделений, отделений и филиалов Yota Devices. Количество пользователей в этой группе составляет порядка 150. Вторая группа клиентов – это наши контрагенты: подрядчики и партнеры. То есть все те, кому критически нужен доступ к нашим системам для различных целей. Доступ может быть нужен для обмена информацией, для совместного управления проектами или задачами (например, как в случае работы с «КОРУС Консалтинг»). Доступ мы делаем и создаем для таких подрядчиков учетную запись. А далее менеджер, который отвечает за работу с этим контрагентом, контролирует выполнение этой работы. В совокупности в первой и второй группе клиентов у нас насчитывается около 250 человек.

Надо отметить,что количество времени, которое ИТ-департамент тратит на обслуживание этих групп, различается. На обслуживание второй группы  уходит около 5-10% времени, а все оставшееся время мы работаем надо задачами сотрудников Yota Devices.

Есть ли тонкости в общении с группой пользователей среди подрядчиков и партнеров, связанные с безопасностью?

Да, конечно. Но надо понимать, что мы подразумеваем под безопасностью. Если мы говорим про комплексную безопасность, в которую входят и экономическая, и физическая, и информационная аспекты – то правильнее сказать, что ИТ-отдел не отвечает полностью ни за один из них. Ведь даже понятие «информационная» безопасность распространяется не только на компьютерные системы, но и на конкретные процедуры. В зоне моей ответственности полностью находится лишь компьютерная безопасность. Она означает как раз-таки безопасность, связанную с функционированием систем.

В связи с ней для ИТ-службы Yota Devices имеют значение несколько ключевых факторов при общении с поставщиками и контрагентами. Первое – идентификация пользователя. Отсюда все требования, связанные с тем, чтобы все учетные записи были именные, а не групповые. Второй момент – это обязательное наличие контактной информации по пользователю, даже если это внешний подрядчик, и мы его никогда в жизни, возможно, не увидим. Также обязательно должен быть указан сотрудник в нашей компании, который отвечает за взаимодействие с этим контрагентом напрямую, либо с его менеджером, через которого мы можем получить информацию.

Возвращаясь к вопросу ИТ-инфраструктуры Yota Devices, то необходимо отметить еще особенность взаимодействия с первой группой пользователей – с сотрудниками. Дело в том, что эту группу можно поделить на два типа пользователей. Около 100 человек - это офисные пользователи, которые так или иначе появляются в офисе – в Москве, в Оулу или Сингапуре. Кто-то постоянно работает в офисе, как поддерживающие службы – ИТ, бухгалтерия, HR, кто-то периодически в офисе бывает.

Вторая группа пользователей работают в модели home office. Они работают из дома и поэтому могут создавать для нас, ИТ-службы, большой уровень неопределенности.

Очень часто задачи для ИТ-отдела появляются ad hoc, их трудно запланировать и очень часто оказывается, что сделать их надо было уже вчера. Такая неопределенность в планировании задач и территориальная распределенность создают особенности, которые не позволяют нам использовать стандартные ИТ-решения, которые приняты в других компаниях. В качестве примера можно привести Active Directory и другие технологии, которые хороши для сотрудников, которые чаще всего сидят в офисах. У нас же весь ИТ-ландшафт нацелен на то, чтобы максимально быстро дать доступ к ИТ-системе с любого устройства из любой точки земного шара. Естественно, что все требования к безопасности исходят из такого принципа, и являются основными требованиями к нашим ИТ-сервисам и ИТ-ландшафту.

Что касается структуры ИТ-департамента, то департамента как такового у нас нет. Есть я, ИТ-менеджер и одна позиция для системного администратора в офисе в Москве. Все остальные ИТ-сущности, которые нам помогают в работе – это сторонние компании. И это одно из препятствий на пути создания hosted услуг, но и плюс для того, чтобы активно использовать облачные технологии.

Какие информационные системы используются внутри Yota Devices?

Каталог наших сервисов можно разделить на две большие группы. Первая - это те, которые работают onsite, у нас «за стенкой». Базовые сервисы – это сеть, куда входит оборудование, которое обеспечивает работоспособность локальной сети. Дальше – базовые сетевые сервисы, которые позволяют запускать компьютеры. Есть еще парочка специфичных сервисов, которые по разным причинам выносить наружу нельзя. Также onsite стоит сервер Active Directory, чтобы повысить отказоустойчивость. Например, это серверы для разработки, серверы для трехмерного моделирования. Их выносить в облако нет смысла, так как программное обеспечение, которое там используется, настолько редко используется, что производители даже не рассматривают варианты создания облака. Кроме того, еще одна причина, по которой такие сервисы находятся on premises, связаны с тем, что по ним идет обмен данными очень больших объемов. И если мы вынесем их в облако, то будем не только много платить за трафик, но и напрямую зависеть от пропускного канала.

Вторая большая группа – это сервисы, предоставляемые по «облачной» схеме. Когда мы рассматриваем каждую новую систему, то мы, прежде всего, смотрим, предоставляется ли она по модели SaaS, чтобы впоследствии получить готовый рабочий сервис и не думать о подготовке платформы, поиска специалистов для администрирования и прочего.

Можно ли сказать, что при выборе новых информационных систем приоритет отдается тем ИС, которые доступны в облаке?

Прежде всего, мы пытаемся понять, что нужно нашим внутренним клиентам. Моя задача заключается в том, чтобы максимально подробно собрать базовые бизнес-требования с заказчиков и найти тех людей, которые бы эти базовые требования развивали и превращали их в функциональные и технические. Иногда я делаю это сам, если знаком с темой, но чаще всего стараюсь найти человека, который может разложить эти требования на более низком уровне. Только после того, как мы нашли по сути функционального заказчика, мы начинаем выбор ПО.

И дальше, если мы возьмем две системы, одну из которых будет возможно использовать по SaaS-модели, а вторую - нет, то я, конечно, возьму ту, которую можно использовать в облаке. То есть SaaS не является ключевым фактором, но очень желательным.

Если не получается с SaaS, то мы рассматриваем второй вариант. В нем мы собираем этот сервис, как кубики из двух частей – мы находим провайдера, который предоставляет нам платформу по модели PaaS, и дальше мы работаем сами (с помощью подрядчиков). Так мы, например, используем Microsoft Dynamics NAV. Сейчас в России уже есть компании, которые предоставляют NAV как сервис, чего еще не было два года назад. Поэтому нам пришлось арендовать платформу у одного поставщика, а настройку Navision и администрирование передать другим. Эта схема не очень хорошая, так как при ней необходим повышенный контроль и случаются пограничные инциденты, когда начинаются споры, в чьей зоне ответственности находится решение проблемы.

Какие еще системы вы используете в облаке?

Мы используем Microsoft Dynamics CRM и Microsoft Office 365. В Office365 мы используем лицензию E3, включающую доступ к Exchange Online, SharePoint Online, Lync Online, OneDrive for Business и еще к некоторым сервисам. В качестве корпоративного портала и системы обмена информацией, мы используем Microsoft SharePoint Online.

Интересным было внедрение Office 365. Несмотря на то что мы были проектом Yota и изначально использовали инфраструктуру компании, одной из ключевых задач моего прихода в компанию в 2012 году было сделать  Yota Devices независимыми. И в то время мы стали одними из пионеров в России, кто решил использовать Office365.

Я сразу стал рассматривать облачные решения для Yota Devices, в частности, смотрел на Office 365 и на Google Apps. У меня уже был опыт работы со второй системой, и я понимал, что она нам не подойдет. В итоге мы начали внедрение Office 365 и инфраструктуру Exchange Online меньше, чем за две недели. Сейчас администрированием Office365 параллельно с предоставлением услуг ServiceDesk занимается «КОРУС Консалтинг».

Еще одним интересным проектом стало разворачиванием Active Directory в Windows Azure. Так как мы компания распределенная географически, нам надо было придумать схему, которая позволила бы сделать систему максимально отказоустойчивой. В то же время было важно, чтобы она была недорогая, и нам бы не пришлось впоследствии строить кластеры в наших серверных комнатах. Было принято решение, что мы будем делать это в облаке, на местах будут располагаться только вспомогательные сервера, которые даже если «упадут», то ничего страшного не произойдет. У нас будет много времени, чтобы спокойно, без паники, их заменить. Так, мы реализовали эту схему и купили у «КОРУС Консалтинг» необходимый сервис.

Цель развертывания сервиса была не в том, чтобы использовать его в классическом сценарии для управления компьютерами и техникой. Мы хотели построить единую централизованную систему управления пользователями, единое хранилище данных для всех информационных систем. Например, мы используем продукты Atlassian для разработчиков, ServiceDesk, который можно настроить таким образом, чтобы они работали через Active Directory. Сейчас я веду пять систем, и в каждой надо отдельно настраивать, заводить учетные записи. Но мы стремимся к тому, чтобы существовал единый каталог пользователей, который дальше распространялся бы по всем системам. Это и было нашей основной целью внедрения Active Directory, и сейчас мы в процессе достижения этой цели.

Какие риски Вы видите при использовании облаков? Какой проект в облаках можно считать успешным?

Первый риск – это закон о персональных данных, который вступит в силу в 2015 году. Но мы -  компания, которая не общается с клиентами напрямую и поэтому есть надежда, что нас этот закон особенно не затронет.

Второй риск – это риск утечки данных. Он существует, но он настолько низок, что намного выше, мне кажется, риск утечки данных через обидевшегося администратора.

И третье – не риск, но ограничение – ты не можешь получить в SaaS что-то сверх стандартной «комплектации», ее почти невозможно кастомизировать. Однако ты можешь управлять объемом и содержанием услуги, и поэтому облако идеально подходит для систем стандартных и шаблонных.

На мой взгляд, любое ИТ-решение, в том числе и реализованное по модели SaaS, можно назвать успешным , если, во-первых, запустив его впервые, вы больше не сталкиваетесь с какими-либо проблемами в работе. Во-вторых,  пользователь, единожды пройдя обучение или тренинг по системе, больше к вам не обращается, для них все становится понятно и легко. В этом плане мне очень нравится Microsoft Exchange, так как он полностью вписывается в концепцию SaaS.

>> Назад

>> Все статьи De Facto

De Facto

Издание об инновациях и бизнесе

Пишите нам: pr@korusconsulting.ru