Задать вопрос эксперту

Задать вопрос
эксперту

Мария Бар-Бирюкова

заместитель генерального директора

Скрыть

Светлана Вронская

директор по маркетингу и PR

Свяжитесь с нами!

+7 (812) 677-56-90

+7 (495) 647-50-46

Светлана Вронская,
директор по маркетингу и PR

Электронный бюллетень «КОРУС Консалтинг»

%title%

Подборка ключевых тем, событий и тенденций в мире корпоративного управления и новых технологий.

%submenu%
Счастье в бизнесе? Не купишь

Счастье в бизнесе? Не купишь

Платежная система MasterCard в течение 15 лет строила свою рекламную кампанию на идее о том, что счастье не купишь. И хотя я не склонен признавать заслуги рекламщиков, тут я вынужден признать, что эти ребята были правы. Сегодня мы живем в мире, где настоящие ценности – нематериальны.

25 лет назад 80 процентов стоимости компьютера занимала стоимость «железа». Сегодня, во времена торжества работников умственного труда, верно противоположное утверждение – 80 процентов стоимости персонального компьютера складываются из стоимости программного обеспечения.

Очень часто в бизнесе игнорируют тот факт, что главный ресурс любой компании – люди. Спросите топ-менеджеров о конкурентных преимуществах в их отраслях, и они назовут вам корпоративную культуру, лояльность потребителей, репутацию бренда или способность к инновациям и созданию интеллектуальной собственности.

Ни один из этих активов вы не встретите в бухгалтерском балансе. Бухгалтерский баланс, четырехсотлетний архаизм, не учитывает ценность души и интеллекта человека, хотя именно они создают то, из чего возникают сегодня успешные компании.

Посмотрите на Apple, самую популярную компанию в Америке (по данным издания Fortune). Аналитики указывают на то, что 80 процентов стоимости Apple складываются из стоимости нематериальных активов, которые при управленческих подходах 20 века нельзя ни определить, ни посчитать.

Я ходил в Стэндфордскую школу бизнеса, где меня научили «управлять тем, что я могу измерить». В детском саду меня научили считать. Возможно, во взрослом возрасте нам следует по-новому взглянуть на то, что именно надо считать.

Более 20 лет я работаю генеральным директором компании, которую сам основал. И я знаю, как оценивать рентабельность и оборотные средства. Это – кровь любого бизнеса, особенно в сложные экономические периоды.
Но есть одно «но», о котором большинство генеральных директоров умалчивают: рентабельность – ненадежный индикатор успеха, по крайней мере, для долгосрочной перспективы.

Три преподавателя Гарвардской школы бизнеса 30 лет назад доказали, что существует цепочка «обслуживание-прибыль» и выглядит она так: развитая корпоративная культура (нематериальный актив) влияет на вовлеченность персонала в работу (нематериальный актив), что способствует лояльности потребителей (нематериальный актив), а это в итоге оказывается залогом прибыльного и устойчивого бизнеса (материальный актив).

С тех пор, как определили суть настоящих ценностей, целью управления 21 века стали измерение и оценка нематериальных составляющих нашей жизни. А вы в личной жизни и на работе уделяете больше внимания нематериальным факторам или сосредоточены на материальных результатах?

Во время своего выступления на конференции TED2010 я говорил о том, что важно в жизни и в бизнесе и о том, что заставило меня на неделю забросить обязанности генерального директора и улететь в Гималаи, в Бутан.

Четвертый король Бутана, Джигме Синьге Вангчук, взошедший на престол в 1972 году, через два дня после смерти своего отца, был странным человеком. В 17 лет он задавал вопросы, которые можно было бы ожидать от ученика младших классов.

Во время поездки по Индии, в начале своего царствования, один индийский журналист попросил его назвать объем валового внутреннего продукта (ВВП) Бутана. И король дал ответ, через четыре десятилетия изменивший мир.

Он сказал так: «Почему мы так одержимы валовым внутренним продуктом и говорим только о нем? Почему бы нам лучше не подумать о валовом национальном счастье?»

По сути дела, король дал альтернативное определение успеха, которое впоследствии получило название ВНС - валовое национальное счастье.

Большинство мировых лидеров не обратили на это внимание, а те, которые обратили, подумали, что это всего лишь «буддистская экономика». Но король говорил на полном серьезе.

Это был переломный момент, поскольку впервые за 200 лет лидер государства предложил измерять неосязаемое счастье и указал на то, что мы должны учитывать фактор счастья при управлении.

В течение 34 лет король действительно измерял и управлял счастьем в Бутане. Например, недавно без кровопролития и переворота страна перешла от абсолютной к конституционной монархии. Да, в Бутане самая молодая демократия в мире.

Общаясь с лидерами движения ВНС, я все больше понимал, что они делают.

За обедом с премьер-министром Бутана я задал ему наглый вопрос: «Как вы можете создавать и измерять то, что нельзя потрогать? Я говорю, прежде всего, о счастье».

Будучи очень мудрым человеком, он ответил: «Смотрите, цель правительства Бутана – не в том, чтобы создать счастье. Мы создаем условия для счастливой жизни. Другими словами, мы создаем благоприятную среду для счастья».

Он также сказал, что за этим искусством стоят точные науки. Для измерения ВНС они разработали 4 специальных колонки весов, 9 ключевых индикаторов, 72 количественных показателя.

Один из ключевых индикаторов: что бутанцы думают о своем повседневном времяпрепровождении? Хороший вопрос.

А вам нравится, как вы проводите время каждый день? Время – один из самых ограниченных ресурсов в современном мире. И, однако, этот нематериальный ресурс не учитывается в обычном ВВП.

Что справедливо для государства – справедливо и для компании. Оценивая результаты работы своего бутик-отеля, я учитываю нематериальные факторы успеха. Недавно мы продали большую долю акций одному уважаемому игроку в гостиничном бизнесе – Geolo Capital – частной инвестиционной компании. Компания Geolo Capital приобрела наши акции именно благодаря нематериальной составляющей нашего бизнеса.

Я понимаю, что некоторые компании притягивают людей как магнит – сотрудников, потребителей, инвесторов, и что репутация человека имеет значение, пока живет человек, репутация же компании сохраняется и после смерти ее основателя.

Основатели компаний-кумиров, таких как Apple, Harley-Davidson, Google, создали новый тип компаний, движимых нематериальными мотивами, которые помогают изменять мир.

В конце концов, все сводится к потребностям человека. Лучшие предприниматели в мире – те, которые хорошо понимают психологию и природу сложного существа, представляющего собой сердце любого бизнеса: тебя и меня.

Автор: Чип Конли
Источник: http://articles.cnn.com/2010-07-06/opinion/conley.happiness.counts_1_balance-sheet-ceos-bhutan