Рынок ERP-систем меняется после ухода западных вендоров. Его лидером с высокой вероятностью может стать «1 C». Рынок будет интересен и вендорам из дружественных стран, но у них мало шансов здесь укрепиться, считает Антон Колосов (ГК «КОРУС Консалтинг»).
Согласно исследованию международной исследовательской и консалтинговой компании IDC, еще в 2020 году доля международных вендоров (SAP, Microsoft, Oracle) на российском рынке систем управления предприятиям (ERP) в денежном выражении составляла около 55%. По оценке TAdviser, общий объем этого рынка в части лицензий и поддержки достиг 67 миллиардов рублей. Однако в 2022 году рынок начал кардинально меняться.
Многие зарубежные владельцы бизнеса ушли и передали свои активы новым собственникам, а они не могут обойтись без надежной системы и постоянной поддержки производителя ПО. Тем временем западные вендоры тоже покинули Россию и такую поддержку зачастую больше не оказывают. Можно предположить, что уровень доверия российского бизнеса к этим вендорам снизился. Кроме того, в России действует нацпроект «Цифровая экономика»: государство планирует к 2024 году довести долю отечественного софта, закупаемого или арендуемого государственными корпорациям, до 70%. А госкорпорации — крупнейшие заказчики российских разработчиков. Поэтому в условиях санкций компании выстаивают ИТ-стратегию на основе российского ПО.
Мы наблюдаем, что спрос на российские ERP-системы вырос в несколько раз, прежде всего за счет флагманских решений на базе 1C. Активизировались и другие игроки, например, «Галактика», «Турбо», «Компас», «Ма-3»; появляются новые продукты, такие как «Орион». Кроме того, государство подключилось к созданию профильных ERP-систем, которые должны закрыть узкоспециализированные, отраслевые проблемы.
Основную часть рынка возьмут под контроль российские разработчики
Как правило, переход с одной ERP-систему на другую занимает как минимум год, поэтому оценить точную долю каждого игрока в процентном соотношении мы сможем только в 2024–2025 годах, когда все проекты по миграции будут завершены. Однако уже сейчас можно говорить об определенных трендах.
К примеру, компания IDC отмечала, что «1С» и наиболее популярный на тот момент вендор SAP занимали примерно по 40% российского рынка в денежном выражении. Однако в натуральном выражении на «1С» уже тогда приходилось 85%. Поэтому можно с уверенностью полагать, что в ближайшие годы в денежном выражении доля ERP-решений «1С» вполне может превысить 70%. Доли менее крупных вендоров, таких как «Галактика», скорее всего, не будут превышать 5–10%. Что касается новых игроков из дружественных стран, то теоретически можно ожидать появления в России решений, например, из Индии или Китая.
В марте 2023 года уже стало известно про новую индийскую low-code платформу, которая включена в реестр отечественного ПО. Разработчики планируют продвигать локализованную версию платформы на российском рынке. Однако решение не знакомо местным пользователям, поэтому ему вряд ли удастся активно вписаться в процесс импортозамещения. Бизнес будет выбирать из тех решений, которые уже присутствуют на российском рынке и успели зарекомендовать себя.
Средний срок эксплуатации ERP-системы составляет 7–10 лет, а волна повышенного спроса на замещение таких решений пройдет быстрее. За короткий срок завоевать долю рынка, а тем более разработать новую ERP и затем вывести ее на рынок практически невозможно.
Небольшие компании продолжат пользоваться зарубежными решениями, но это ограничит их возможности масштабирования
Не все торопятся мигрировать на российские решения. В ходе опроса «Перспективы развития SAP-систем в России», который портал Sapland провел в 2022 году, 60% российских компаний, работающих на зарубежных продуктах, заявили, что пока не собираются менять ERP-систему. С одной стороны, они уже вложили в иностранную систему огромные деньги, поэтому было бы нецелесообразно торопиться со сносом. Тем более если у компании есть собственный штат разработчиков и возможность поддерживать работу системы.
С другой стороны, сегодня при использовании зарубежных продуктов могут возникнуть сложности с закупкой новых лицензий и, как следствие — с масштабируемостью. Это особенно критично для динамично развивающегося бизнеса, такого, как ретейл. Если у компании есть, условно говоря, 100 магазинов, в которых используют зарубежные решения, и она хочет открыть еще 30, то это будет крайне проблематично. Небольшое же предприятие, которое не собирается расширяться, сможет продолжить пользоваться западной системой на протяжении еще как минимум пяти лет. Однако в долгосрочной перспективе и они будут вынуждены мигрировать на отечественные системы. Просто подойдут к этому процессу более осознанно, заранее спланируют его. Это стратегическая необходимость — нужно обеспечивать отказоустойчивость системы и информационную безопасность. Если зарубежные вендоры не вернутся на российский рынок, на длинном горизонте планирования обойтись без их поддержки будет сложно.
Через три-пять лет российские решения уже ни в чем не будут уступать западным
У бизнеса есть запрос на повышение эффективности производства с помощью ERP-систем. Например, востребованы аналитические модули, качественное планирование логистических цепочек и продаж. Как правило, компании озвучивают свои пожелания относительно функциональности ИТ-продуктов. Российские разработчики ERP-систем будут прислушиваться к ним и выстраивать стратегию развития своих продуктов, исходя из потребностей рынка, а также отраслевых особенностей каждого бизнеса.
В глобальном смысле можно сказать, что российские ERP-системы уже сейчас в состоянии заменить зарубежные аналоги. Базовые модули позволяют автоматизировать все необходимые бизнес-процессы — логистику, продажи или производство. Однако есть некоторые нюансы, связанные, например, с планированием — решения пока только развиваются и еще не достигли уровня решений от ушедших западных вендоров. Но сегодня и государство, и ключевые игроки рынка работают над развитием этих направлений. Поэтому можно предполагать, что на горизонте 3-5 лет пользователи уже не будут чувствовать существенной разницы между зарубежными и российскими системами управления предприятием.
в Telegram